Тип мотора – это один из главных факторов, влияющих на выбор автолюбителя при покупке «железного коня». Если говорить в общем, то мнения автолюбителей расходятся. Одних, только лишь слово дизель пугает до седины волос. Другие напротив, принципиально игнорируют октановые силовые агрегаты. Но как ни крути, а на просторах нашей страны последних, на порядок больше. Свидетельствует ли это об их превосходстве в техническом плане? Вот сегодня друзья вы и узнаете, какой двигатель лучше – дизельный или бензиновый?
- Основные различия
- Раунд №1 – тяговые характеристики
- Раунд №2 – так ли все хорошо за рулем?
- Раунд №3 – экономичность
- Раунд№4 – эксплуатационные качества
- Раунд №5 – стоимость
- Плюсы и минусы дизеля
Основные различия
Чем отличается дизельный двигатель от бензинового, спросите вы. В статье «принцип работы мотора на солярке», я уж растолковывал ответ на этот вопрос. Особо повторяться не стану, но основные моменты все же продублирую. На самом деле разница между дизельным и бензиновым двигателем не большая. Она заключается в способе воспламенения горючего.
Так, если вы хоть немножко разбираетесь в технике, должны знать, как октановые силовые агрегаты работают и почему. Воспламенения происходит за счет искры! А как дизельный? Правильно, посредством высокой температуры (свечи накала) и сжатого воздуха. По большему счету – это главное различие!
Казалось бы, отличие дизельного двигателя от бензинового настолько незначительное, что также не должны отличаться и все другие характеристики. Ну это далеко не так! Детали, используемые при сборке такого мотора, изготавливаются из более прочных материалов нежели в бензиновом варианте. Почему? Да потому что, в момент возгорания солярки, происходит некий взрыв топливных паров, которому нужно эффективно противостоять. И это далеко не все!
Продолжим сравнение бензинового и дизельного двигателя в наиболее интересующих каждого автолюбителя областях и наконец определим, что лучше!
Раунд №1 – тяговые характеристики
Начнем со скорости. Еще во времена атмосферных моторов, в конструкции которых, не был предусмотрен компрессор, конкурировать с бензиновым агрегатами, было практически невозможным. И это при том, что по умолчанию крутящий момент, как раз-таки выше у дизельных модификаций.
Однако, с появлением турбонадува, все кардинально изменилось. Сегодня, дизельные двигатели не только сравнялись с бензиновыми, но и не редко превосходят их.
Что же касается коэффициента полезного действия, то тут дизель и вовсе доминирует! Отличие между КПД бензинового и дизельного двигателя может колебаться на целых 10-20%, естественно в пользу последнего. Ведь не случайно львиная доля всех грузовиков оснащается именно мотором на солярке. Он мощнее, а соответственно и тянет на порядок лучше. Как результат, после первого раунда дизельный двигатель, выглядит немногим лучше своего собрата и главного конкурента. Продолжим дуэль!
Раунд №2 – так ли все хорошо за рулем?
Тот, кто был у баранки и дизельного, и бензинового автомобиля, может констатировать следующее. Медленный старт первого – это миф! Уверенная тяга на низких оборотах, дает возможность разогнаться быстро! Однако, узкий диапазон оборотов, требует от водителя сверхбыстрого переключения передач.
Что же касается бензинового движка, у него пик крутящего момента, располагается на более высоких оборотах. Это дает ему некоторое преимущество, но в большинстве случаев воспользоваться им может только бывалый шофер. Любитель же, заглушит авто, так и не тронувшись. В целом, дать кому-то предпочтения я не решусь, уж слишком разные характеры у моторов. А вот автогонщики, выбирают исключительно октановые модели. Как ни крути, а быстрый и устойчивый разгон, дают именно они. Дизель же, хорош в динамической городской езде.
В нашей дуэли, остается все без изменений, баталия продолжается!
Раунд №3 – экономичность
Тяжелое топливо, коим является солярка, за счет современных моторов, выгорает полностью, что собственно и дает ему преимущество в КПД. За счет это, двигаясь с одинаковой скоростью, дизель затрачивает на порядок меньше энергии и соответственно – топлива! Для примера, возьмем популярный VW Passat B7 с 2-х литровыми турбированными силовыми агрегатами на бензине и солярке. На стандартные 100 км в городском режиме, первый затратит порядка 11.5 литров, второй – всего 7. Разница на лицо, согласитесь.
Однако, по заверению специалистов чем меньше объем бензинового агрегата, тем незначительней он проигрывает дизельному. Так, в качестве примера они приводят силовой агрегат японского хэтчбека Toyota Yaris. И нужно сказать, что такая теория имеет свое место, ведь в данном случае, разница составляет незначительный один литр топлива.
Как бы там ни было, пусть даже неисправный дизельный мотор увеличивает свои аппетиты в несколько раз, но в оптимальных своих кондициях он на порядок экономичнее дизельного!
Раунд№4 – эксплуатационные качества
Забегая вперед скажу, что и здесь соблюдается некий паритет конкурентов. Да, ресурс дизельного силового агрегата на порядок выше, но вот стоимость обслуживания на том же высоком уровне. Да, солярка требует определенных примесей в стужу, дополнительный прогрев и испытывает определенные трудности с запуском. Но ведь и бензиновые агрегаты не без грешны! Они чаще требуют технического обслуживания, а также склоны к перегреву.
Но есть и исключения, например, промывка топливной системы бензинового двигателя, будет стоить не очень дешевле нежели дизельной аппаратуры. Короче говоря, и тут – ничья! Однако, как мы помним в общем зачете на данный момент впереди мотор на солярке.
Раунд №5 – стоимость
А вот в этом вопросе более надежный мотор проигрывает бензиновому во всех аспектах. Автомобиль с аналогичными бензиновыми параметрами, обойдется вам примерно на 15-30% дороже. И это я говорю об среднестатистической машине рядового гражданина. В случае же с премиум классом, цена может увеличиться вдвое! Думаете производители просто так, с головы берут такие цифры? Как бы ни так, себестоимость таких автомобилей, действительно на порядок выше.
В случае с поддержанным авто, переплатить придется максимум на 10%. Добавьте сюда более дорогое обслуживание и хорошенько подумайте, потяните ли вы столь «породистого железного коня»? Возвращаясь к нашей дуэли, вы друзья скорее-всего поняли, что установить лидера так и не удалось. И как тут не вспомнить старую русскую поговорку: «на вкус и цвет товарищей нет». И пусть так, но выделить недостатки и преимущества дизельного двигателя перед бензиновым мы все-таки можем, что и сделаем.
Плюсы и минусы дизеля
Начнем с хорошего, то бишь с достоинств:
- Цена горючего – дешевле бензина на 10-15%.
- Надежность – ресурс службы в 1.5 раза больше.
- Смазывающие качества солярки.
- Более мягче переносит гидроудар двигателя – нет конечно последствия могут быть и самыми печальными, но зачастую это так.
- Экономичность – потребление горючего снижается практически в два раза.
- Повышенная тяга.
- Экологичность – выбрасываемые в атмосферу газы, несут намного меньше вреда.
На заметку: изучив под микроскопом экологические свойства солярки в Япония планирует прекратить производство бензиновых авто в ближайшие 2-3 года.
Далее, продолжаем подводить черту под всем выше сказанным и установим в чем минусы дизельного двигателя?
- Дорогое обслуживание – речь идет конкретно о двигателе, это плюс 10-20% к аналогичной процедуре на бензиновом агрегате.
- Низкий уровень комфорта – многие устают от постоянного рокота мотора, кроме того, ручная КПП требует частого переключения.
- Не любит топливо плохого качества – разумеется это можно отнести к любому мотору, но в случае с дизелем, последствия могут быть фатальными.
- Более длительный прогрев.
- Боится низких температур.
- Слабая динамика разгона.
- Больший вес установки.
Думаете разобрав все плюсы и минусы мотора на солярке я вам скажу, что лучше бензиновый или дизельный двигатель? Нет друзья, ну не могу я этого сделать, ведь каждому свое. Любите скорость и плевать вам на расход горючего – определенно бензин! Обожаете путешествия на длинные расстояния с полным багажом, тогда конечно дизель.
Скажу из собственного опыта, я человек, который нейтрально относится к скорости, владел разными машинами. «Зажигалки» частенько ломаются, но зачастую не требуют серьезны средств на ремонт. Дизель выходит из строя реже, но восстановление влетит в копеечку. На длинном расстоянии оба гонщика, приходят к финишу «ноздря в ноздрю»! В любом случае, абсолютно не важно, что у вас под капотом. Главное, чтобы машина выполняла свою главную функцию и приносила, как можно меньше проблем! Чего и вам желаю!