Site icon Carsmotion.Ru

Реле-регулятор напряжения генератора

РРНГ

Доброго времени суток! Сегодня, продолжим тему небольших электрических механизмов (начатую в прошлой публикации), которые имеют важнейшее значение в нормальной работе транспортного средства. Объектом нашего разговора станет такой механизм, как реле-регулятор напряжения генератора (РРНГ). На первый взгляд, вам может показаться что с подобной деталью вы еще не встречались, но наверняка это не так. Если доводилось лично снимать генератор, уверен вы замечали на задней его стенке некое устройство, закрепленное на двух болтах, вот это оно и есть. Надеюсь вы поняли, о чем я зачастую на нем же присутствуют и щетки.

Выход из строй данного реле, случай нередкостный, лично у меня бывало будто черная полоса какая-то, менял их одну за одной и так раз 5-6. Именно в то время мне пришлось узнать о нем поподробней благодаря чему и удалось решить проблему. Ладно не будем обо мне, лучше о реле, которое восстановит необходимый уровень зарядного тока, исходящего от генератора и предотвратит поломку аккумулятора. Но для начала, ну никак нельзя обойти стороной сам генератор, ведь РРНГ, является одним из основных его элементов.

Автомобильный генератор и его устройство

Абсолютно любой автомобильный генератор вырабатывает исключительно трехфазное переменное напряжение. Происходит это путем вращения ротора, современные модели в основном крутятся в правую сторону, но встречаются и исключения. Прежде чем понять, откуда берется то самое напряжение, рассмотри все детали, из которых, состоит генератор:

Схема выработки переменного напряжения генератором выглядит следующим образом: ротор вращаясь (а с ним и магнитное поле) от усилий коленчатого вала, постоянно изменяет полярность, происходит это за счет того, что обмотка возбуждения всегда находится под небольшим напряжением, генератор ведь подключен к аккумулятору. Вращаясь вокруг своей оси, ротор на выводах, образует переменный ток, который поступает на обмотку возбуждением. То есть вы поняли да, ремень на генераторе одевается для того, чтобы ротор крутился, в стоячем положении, создать магнитное поле он не в состоянии. Графитовые щетки и контактные кольца, принимают в этом процессе самое непосредственное участие.

Когда электроэнергия сгенерированная, ее необходимо выпрямить, за дело берется диодный мост. И все бы хорошо, но с увеличением скорости ротора, увеличивается и ток, вот здесь-то на главную сцену выходит реле регулятор напряжения генератора, подключенное к выходу агрегата. Он реагирует на все изменения и отправляет данные к сравнивающему устройству, где происходит анализ стандартных показаний с поступившими. После, сигнал отправляется к устройству управления, откуда и осуществляется подача на исполнительный механизм.

Обратите внимание: в случае снижения скорости вращения ротора, РРНГ повышает уровень тока до необходимого значения на выходе.

Слабое место генератора

Думаю, теперь понятно, неважно инжектор у вас или даже дизель данное реле обязательно будет присутствовать на генераторе, иначе никак без него последний просто не сможет выполнять свои функции. Итак, щетки, кольца и непосредственно сам РРНГ – это самое уязвимый узел в генераторе. Почему? Все очень просто там, где находится регулятор постоянный высокий уровень вибрации, от этого вероятность поломки значительно возрастает. Ну а щетки, они ведь графитовые, а значит со временем обязательно сотрутся.

Следовательно, вы, как ответственный водитель, должны постоянно контролировать работоспособность реле регулятора напряжения генератора или проблем не избежать.

Теперь поподробней – назначение и принцип работы РРНГ

Чтобы вы точно поняли для чего в генераторе присутствует регулятор, приведу небольшой пример. Допустим, мы с вами дорогие друзья возьмем и подсоединим к источнику питания обмотку возбуждения, без РРНГ, что будет происходить с напряжением? Как вы думаете? Не знаете? А я вам скажу уровень тока будет скакать в широком диапазоне, где-то в пределах 10-30 вольт. Представьте если такое напряжение выйдет с генератора, там и магнитола, да и вся электрика погорит, ведь она рассчитана ровно на 12 вольт. Почему так происходит я уже говорил – чем чаще крутится коленвал, а с ним и ротор, тем выше напряжение. Реле регулятор напряжения генератора исключает возможность выхода слишком высокого тока, теперь думаю точно понятно.

Идем дальше, рассмотрим принцип работы именно электрического РРНГ, механические хоть и встречаются до сих пор, но критику в свой адрес не выдерживают достаточно давно.  По большему счету реле-регулятор – это своеобразный включатель-выключатель. Смотрите сами, фиксированный предел уровня напряжения колеблется в пределах 13.5-14.2 вольта. То есть, когда ток увеличивается до этих показателей, регулятор отключает от общей цепи роторную обмотку и наоборот, при снижении подключает. Таким образом, проходит постоянная коммутация цепи с большой частотой, благодаря чему генератор имеет возможность вырабатывать стабильное напряжение.

Разновидности реле-регулятора

На любой автомобиль и в то числе ВАЗ, купить можно РРНГ различного типа. И хоть в последнее время особой популярностью пользуются полупроводниковые модели, мы с вами рассмотрим все существующие.

 

В среднем ходовой полупроводниковый реле-регулятор обойдется вам в сумму не менее 300-400 рублей. И мой вам совет, покупайте сразу две, пусть будет про запас, ведь это одна из тех деталей, которая не помешает водителю в дороге.

Установка и диагностика РРНГ

Вооружившись обычной плоской отверткой, вам непременно удастся и установить реле-регулятор на генератор, и снять его оттуда. Обратите внимание: расслаблять ремень для демонтажа генератора не нужно, его-то и снимать не надо. Первым делом, не забудьте откинуть плюсовую клемму на аккумуляторе, мало ли, чтоб ничего не замкнуть. Дальше все просто: отсоединяете «мамку» регулятора от «папки» и выкручиваете два болта, после чего можно изъять сам механизм. Дальше, нужно проверить его на наличие неисправности.

Сразу убедитесь в том, что щетки имеют нормальную длину (не менее 5 мм). А уже затем обзаведитесь вольтметром или если такового нет, сойдет обычная лампа накаливания и главное –не забудьте прихватить пару пальчиковых батареек, их подключение – обязательно! Последние помогут получить суммарное напряжение более чем в 15 вольт, сейчас поймете для чего это нужно. Итак, «плюс» подключаем с выходом на РРНГ, минус закрепляем на корпусе устройства. Лампу же или вольтметр, что там у вас, закрепляем между щетками, батарейки пока не трогаем, используем один только АКБ. В таком состоянии напряжение между щетками должно быть!

Если же добавить в цепь две батарейки и получить суммарное напряжение более чем в 15 вольт, между щетками напряжения быть не должно! Если иначе смело отправляйте свой регулятор в урну!

Подводя итог, требую от вас, как от ответственных автолюбителей – всегда контролируйте техническое состояние реле-регулятора. В другом случае не удивляйтесь, если в один прекрасный момент у вас выйдет из строя, минимум – аккумулятор, максимум – вся бортовая система. Надеюсь, мы друг друга поняли. Если так, я удаляюсь, если же нет – прочтите статью еще разок! До скорых встреч!

Exit mobile version