Особенности контактно-транзисторной системы зажигания автомобиля

контактно транзисторная система

Назначение системы зажигания автомобиля состоит в способности образования и передачи искры на свечи запуска в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Совершенствование и изменения данной системы происходило совместно с развитием технологии автомобилестроения. В настоящее время разработано и существует несколько совершенно различных по своей конструкции систем зажигания используемых в автомобилях:

  • бесконтактно транзисторная;
  • электронная;
  • конденсаторная;
  • контактно транзисторная;
  • контактная.

Контактно-транзисторная система зажигания является развитием контактной схемы зажигания (КС). Такая КС отличалась простотой конструкции и хорошо себя зарекомендовала на первых автомобильных моторах. Но по мере развития и совершенствования бензиновых двигателей автомобилей, связанных:

  • с увеличением числа цилиндров (на восьмицилиндровых моторах КС не работала);
  • повышением количества оборотов, которые может развивать силовой агрегат;
  • повышением степени сжатия топливно-воздушной смеси в цилиндрах;
  • применением обедненных топливных смесей, стал проявляться основной недостаток данной схемы — это низкая надежность. Основным фактором этого явления стало обгорание рабочей зоны контактов в блоке прерывателя, что нарушало работоспособность всей системы.
Содержание

Следующий этап развития

контактно транзисторная система

Появление контактно транзисторной системы (КТС) зажигания стало следующим этапом развития, который позволил устранить основной недостаток контактной схемы, а именно пригорание самих контактов. Началом применения КТС стала середина 60-х годов прошлого века.

Основными элементами схемы, используемыми в контактно транзисторной системе зажигания автомобиля, являются:

  1. Аккумуляторная батарея.
  2. Распределитель.
  3. Контакты, расположенные в замке зажигания.
  4. Электронный коммутатор.
  5. Катушка.
  6. Электронный октан-корректор.

В отличие от контактной схемы в новой системе появился дополнительный элемент, коммутатор, сконструированный на основе транзистора. Транзистором считается полупроводниковой прибор, электропреобразовательного типа, который необходим для изменения электрических величин в цепи. Другими словами, электрический ток небольшой величины, поступающий на управление транзистора, разрешает управлять более высоким током, который протекает через прибор.

Главным отличием работы системы запуска в исполнении по типу КТС считается тот фактор, что воздействие прерывателя для разрыва электроцепи по низкому напряжению происходит непосредственно на управляющую базу транзистора, а не на катушку.

Это позволяет использовать в данной системе катушку зажигания с увеличенным числом трансформации, что выражается в возможном уменьшении количества витков первичной обмотки и в то же время позволяет увеличить количество витков на вторичной обмотке катушки. Такое свойства значительно увеличивает вторичное напряжение самой катушки.

Даже если более подробно не рассматривать внутреннюю конструкцию электронного коммутатора, а также схему его подключения в цепи, следует отметить, что контактно транзисторная система запуска автомобиля уже при подобном упрощенном варианте рассмотрения обладает следующими положительными свойствами:

  • использование транзистора позволило повысить значение электрического тока в первичной обмотке катушки, что, в свою очередь, позволяет достичь следующих положительных характеристик, нарастить вторичное напряжение, увеличить расстояние между электродами свечи зажигания, достичь более эффективного и устойчивого процесса искрообразования, улучшить надежность запуска двигателя в условиях низких температур, снизить расход топлива, сделать силовой агрегат более высоко оборотистым и поднять его мощность,
  • применение октан-корректора для возможного оперативного изменение водителем угла опережения зажигания целью без детонационного сгорания топлива в цилиндрах двигателя
  • использование в коммутаторе специальные схемы отключения питания, позволяющей при длительном не работающем двигателе осуществлять защиту катушки от перегрева.

Возможные неисправности и способы их устранения

Контакто-транзисторная система зажигания

В процессе работы в системе зажигания автомобиля возможно возникновение неисправностей и дефектов. Устройство контактно транзисторной системы зажигания позволяет в большинстве случаев водителю произвести самостоятельный поиск возникших неисправностей и устранить их своими руками.

Работы по определению возникших дефектов в системе следует начинать с проверки контактов и состояния аккумуляторной батареи, а также высоковольтных соединительных проводов. После проверки данных узлов и в случае их исправности следует приступить определение других дефектов наиболее характерными, среди которых, являются:

  1. Затрудненный пуск двигателя, причинами служат следующие моменты;
    • пробой обмотки катушки,
    • нарушение изоляции проводов высокого напряжения,
    • неправильно регулировка и установка зажигания,
    • окисление или замасливание самих контактов прерывателя,
    • поломка корректора угла зажигания,
    • плохое состояние свечей.
  2. Падение мощности мотора и одновременное повышение потребления топлива характеризуется;
    • перебоями в процессе работы цилиндров,
    • поломками регулятора опережения,
    • нарушение параметров установки.
  3. Возникновение калильного зажигания, при котором воспламенение топливовоздушной смеси происходит за счет соприкосновения с поверхностью сильно нагретой детали. Возникновение данного процесса может привести к быстрому разрушению деталей двигателя. Основными причинами появления являются:
    • перегрев свечей,
    • неправильная регулировка и износ деталей газораспределительного механизма двигателя,
    • отложение сажи в камере сгорания.

Все перечисленное моменты могут решаться не только способом замены неисправных деталей, но также и путем восстановления, переделки или регулировки отдельных конструкционных элементов механизма запуска двигателя. Пожалуй, отдельно можно выделить случаи возникновения калильного зажигания, так как они практически всегда устраняются ремонтом двигателя, заменой, регулировкой или переделыванием отдельных элементов ГРМ.

Необходимость правильной установки зажигания

Контакто-транзисторная система зажигания

Важным условием продолжительной надежной работы любого двигателя является правильная установка параметров зажигания.

Под понятием раннего или позднего зажигания необходимо понимать запоздание или наоборот опережение срабатывания системы в зависимости от нахождения положения поршня в цилиндре, т. е. воспламенение топливной смеси происходит не в оптимальный момент нахождения поршня. По данной причине владельцы автомобилей, в устройстве которых отсутствует корректор для установки угла опережения зажигания, вынуждены выполнять настройку системы запуска.

Основными факторами, определяющими неправильную установку зажигания, следует считать (дополнительно к указанным в предыдущем разделе):

  • неустойчивая работа двигателя в режиме холостого хода;
  • слабый отзыв мотора на нажатие педали газа;
  • возникновение детонации и перегрева;
  • появление характерных хлопков в системе выпуска.

Как правильно определить установленное зажигание на автомобиле позднее или раннее с целью дальнейшего изменение настроек прекращение сбоев в работе мотора.
Признаками, по которым можно определить раннее зажигание считаются:

  • двигатель функционирует нестабильно, при этом резко изменяются обороты холостого хода;
  • после нажатия педали газ происходит пауза, двигатель медленно реагирует, происходит увеличенный расход топлива;
  • в районе блока цилиндров появляется металлический шум.

На позднее зажигание указывают:

  • потеря мощности;
  • возможный перегрев двигателя;
  • закоксованность мотора нагаром и вредными отложениями процесса сгорания топлива.
Если произошли указанные изменения в работе двигателя необходимо срочно выполнить правильную установку угла зажигания. Для его точной установки необходимо воспользоваться специальным прибором стробоскопом. В настоящее время выпускается большое количество профессиональных стробоскопов, но если водитель не обладает достаточным опытом и навыками работ по настройке контактно транзисторной системы зажигания автомобиля, то лучше всего обратиться автосервис, который располагает квалифицированными мастерами и инструментом для данного вида регулировочных и настроечных операций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Carsmotion.Ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: