По российским законам водитель обязан знать только Правила дорожного движения, другие законы, а тем более Приказы ГИБДД он знать не обязан, поэтому многие водители в нашей стране изучают только ПДД РФ, а остальные важные документы они даже не читают.
Опытные водители помимо ПДД РФ изучают ещё и Приказ №264 ГИБДД от 02.05.2023 года, несмотря на то, что данный приказ создан только для сотрудников ГИБДД, он имеется в свободном доступе и каждый его может изучить при желании.
Именно он является своего рода инструкцией для инспектора ГИБДД, в нём прописаны действия инспектора ГИБДД от взмаха жезла и требования к водителю об остановки до момента, когда инспектор ГИБДД скажет «Счастливого пути». Кроме этого данный приказ проясняет некоторые моменты ПДД РФ, которые в Правилах не описаны.
Приказ №264 конечно большой и весь его водителю читать конечно же нет смысла, поэтому мы поясним некоторые моменты.
Что нужно знать водителю из Приказа №264 ГИБДД?
1. Пункт 11, гласит, цитата:
«В случае применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения».
Очень часто инспектор ничего не поясняет водителю, говорит «не обязан» «не должен» и т.п., на указанные выражения сотрудника полиции на основании именно пункта 11 можно возразить «И должен пояснить», «И обязан пояснить».
2. В подпунктах пункта 47 перечислены основания для остановки инспектором ГИБДД автомобилей, указанными основаниями является:
– нарушение ПДД РФ.
— для совершения процессуальных действий, опроса водителей или пассажиров в качестве свидетелей, для привлечениях их в качестве понятых и т.п.
— пожалуй самый скандальный пункт, но он прописан в Приказе, для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз. Т.е. инспектору ГИБДД дано право остановить автомобиль, чтобы проверить документы.
— для использования транспортного средства, например, чтобы оказать помощь участникам ДТП или сотрудникам полиции.
— остановка при регулировании дорожного движения.
— остановка при рейдовом мероприятии.
3. Часто остановив автомобиль инспектор ГИБДД просит его водителя выйти из автомобиля, в ПДД РФ не прописано, когда водитель обязан выполнить данное требование инспектора ГИБДД, а когда может отказать и это будет ненаказуемо. В пункте 53 Приказа №264 указано, что водитель обязан выйти из автомобиля, если:
— водителя подозревают в совершении преступления.
— если водителя задерживают за совершение административного правонарушения.
— если автомобиль будет задержан и помещён на специализированную стоянку.
— если инспектор ГИБДД заметил у водителя признаки опьянения.
— если инспектор ГИБДД будет проводить досмотр транспортного средства, либо личный досмотр водителя и его вещей.
Таким образом, если инспектор ГИБДД просит выйти из автомобиля, чтобы присесть в патрульный автомобиль для составления протокола, скажем за непристёгнутый ремень безопасности, то такое требование водитель выполнять не обязан.
4. Большой отдел приказа отведён для действий инспектора ГИБДД на месте ДТП, в этом разделе фактически прописана инструкция для инспектора ГИБДД о том, как он обязан оформлять ДТП.
5. Отдельным пунктом прописано в приказе, когда инспектор ГИБДД может потребовать документы у водителя:
- если водитель нарушил ПДД РФ.
- если водитель остановлен сотрудником полиции, то автоматически требование проверки документов становится законным.
- если стоящее транспортное средство создает угрозу безопасности дорожного движения или общественной безопасности и общественному порядку.
Конечно приказ достаточно большой и в рамках одной статьи о нём не рассказать, поэтому кто хочет может найти его в интернете и изучить значимые моменты.