Любой двигатель внутреннего сгорания будь он бензиновый или дизельный будет хорошо работать в том случае, если у него правильно выставлен угол опережения зажигания. Это дает гарантию своевременного поджигания топливной смеси. Процесс установки любой системы подачи искры требует сопоставление специальных меток. О том, где расположены метки зажигания будет рассказано ниже.
- Место расположения меток
- Как выставить зажигание на разных типах силовых агрегатах</h2
- Карбюраторный силовой агрегат
- Инжекторный и дизельный силовой агрегат
Место расположения меток
Для того чтобы топливная смесь поджигалась вовремя и мотор не терял своей мощности, искра должна возникать в тот момент, когда поршни находятся в верхней точке камеры сгорания, ее еще называют ВМТ. Только в таком случае гарантирована правильная работа силового агрегата.
Чтобы воспламенение на двигателе было выставлено правильно, необходимо делать это по меткам, которые располагаются на некоторых элементах силового агрегата.
Рассмотрим место расположения меток.
- На шкиве коленвала и маховике. В этих местах располагаются метки, с помощью которых происходит первичная настройка системы воспламенения топлива. При этом обозначения в виде длинных и коротких черточек имеются на всех типах силовых агрегатов. Установка зажигания ГАЗ, ВАЗ, ЗАЗ и других марках автомобилей сначала начинается с совмещения именно этих черточек, путем принудительного вращения коленвала, когда автомобиль находится в выключенном состоянии на стояночном тормозе. Тут есть один интересный факт. Данные обозначения при их совмещении говорят о том, что на данный момент коленвал находится в верхней мертвой точке, то есть идеальном положении для воспламенения топливной смеси.
- На октан корректоре, и крышке датчика распределителя. Если автомобиль оборудован не только инжектором, но и электронной системой распределения искры, тогда автолюбители должны запомнить, что помимо меток, которые расположены на шкиве и маховике (его защитной крышке), на таких силовых агрегатах есть еще некоторые обозначения. Они находятся на октан корректоре, крышке датчика распределителя искры. Чтобы выставленное зажигание работало правильно, метки на октан корректоре, и крышке распределителя также нужно будет совмещать.
- На бегунке. Если внимательно изучить технические характеристики старых моделей автомобилей семейства ГАЗ, ВАЗ, ЗАЗ тогда можно обратить внимание, что на их бегунках также встречается обозначение полумесяца. Это также метка, которая должна совпасть с аналогичной меткой, что будет расположена на крышке распределительного механизма искры по высоковольтным проводам, идущим на свечи.
Последнее правило, которое нужно соблюдать в любом случае, состоит в том, что правильность выставленного искрообразования проверяется таким образом. После двух полных поворотов коленвала метки на нем и маховике должны совпасть полностью, а бегунок или указатель электронного распределителя искры должны находиться всегда на первом цилиндре.
Важно запомнить, что на дорогих марках автомобилей процесс зажигания полностью контролируется бортовыми компьютерами, поэтому делать их ремонт самостоятельно не рекомендуется.
Как выставить зажигание на разных типах силовых агрегатах
Разобравшись в метках зажигания, можно рассказать о том, как оно будет выставляться на различных силовых агрегатах. Если оно будет выставлено нормально, то автолюбитель может рассчитывать не только на хорошую мощность мотора, но и экономию топлива, особенно это сказывается на силовых агрегатах таких грузовых автомобилей как ГАЗ 53, 52, а также так же тех, которые оборудованы исузовскими двигателями.
Карбюраторный силовой агрегат
Если автолюбитель имеет автомобиль, который оборудован карбюратором, тогда процесс установки нормального зажигания будет происходить следующим образом:
- заглушается мотор, после этого автомобиль ставится на стояночный тормоз, и автолюбитель должен найти метки на шкиве коленвала, а также маховике, которые состоят из трех рисочек (на коленвале) а также одной (на маховике);
- совмещение меток, для этого нужно взять специальный ключ, которым заводится машина в случае полной разрядки аккумулятора, и им прокручивается коленвал до тех пор, пока метки не будут совмещены, при этом на отечественных автомобилях, лучше совмещать длинную риску коленвала и маховика;
- снятие крышки распределителя искры, при этом процессе можно будет добраться до бегунка, и посмотреть в каком положении он находится, идеальное его расположение такое, он должен находиться над контактом первого цилиндра, если его положение другое, значит усилием пальца руки, его нужно будет направить на первый цилиндр;
- прокручивание коленвала, этот процесс требует нескольких оборотов коленвала, и соблюдения совпадения выставленных меток на нем и маховике, а также одновременного положения бегунка над первым цилиндром.
Если это все будет соблюдено, значит все выставлено правильно.
Интересно знать, что пропуски зажигания причины могут крыться в том, что бегунок имеет неправильное место расположения. Это приводит к тому, что искра не равномерно распределяется по свечам во время работы мотора.
Инжекторный и дизельный силовой агрегат
Инжекторные моторы, в большинстве случаев оборудованы электронными системами распределения искры, поэтому зажигание выставляется у них немного по — другому.
Алгоритм следующий:
- совмещение меток на коленвале и маховике, автолюбители сначала, путем кручения коленвала должны правильно установить метки друг напротив друга;
- демонтаж крышки распределителя зажигания, после правильного установления рисок, водитель должен отсоединить главный электропровод, который ведет на распределитель искры, и снять его крышку;
- включение зажигания, после включения зажигания, провод ведущий на распределитель нужно держать в руке, при этом направить его на металлическую поверхность силового агрегата, а распределитель нужно сначала крутить против часовой стрелки, пока не произойдет искрение, далее его нужно крутить по часовой стрелке, предварительно провернув коленвал два раза по своей оси, после того как пойдет искра (в момент совмещения меток на шкиве коленвала и маховике), процедуру нужно прекратить и собрать все;
- совмещение метки на октан корректоре и крышке датчика распределителя, когда процедура закончена, автолюбитель должен зажать гайку октан корректора таким образом, чтобы метка, расположенная на нем совпала с аналогичной, расположенной на крышке распределителя зажигания.
Если говорить о дизельном агрегате то в принципе процесс выставления зажигания на нем никак не будет отличаться от способов описанных выше, только нужно учитывать один фактор. В нем нет искры, поэтому правильность зажигания будет выставлена в том случае, когда метки на маховике и коленвале будут совпадать между собой, а в это время (при кручении коленвала) будет идти одновременная подача топлива в камеру сгорания по специальному шлангу.
Важно запомнить, что правильность выставленного зажигания подтверждается работой двигателя на повышенных нагрузках. Если выехать на машине и переключится на четвертую передачу резко набрать скорость до 60 километров в час, можно услышать кратковременное шелестение пальцев – детонацию, которая пройдет через несколько секунд.
Метки зажигания служат для того, чтобы по ним можно было правильно выставить зажигание. Без них этого сделать не получится.