Привет всем читателям! Аккумуляторная батарея – устройство требовательное к условиям эксплуатации. И к тому же, способно периодически преподносить сюрпризы. Один из них – появление белого налета на контактах. Многие автолюбители не знают, почему окисляются клеммы аккумулятора и что делать, чтобы этого избежать. Давайте с этим разберемся. А заодно выясним, чем смазывать клеммы аккумулятора и как правильно его мыть.
- Чем плохо окисление
- Причины возникновения налета
- Устранение протечек
- Как правильно смазывать
- Как правильно затягивать клеммы
- Если выделяются пары электролита
- Как правильно мыть АКБ
Чем плохо окисление
Большинство недорогих обслуживаемых АКБ, страдают одной неприятной болезнью – у них могут окислиться клеммы. На контактах образуется белая кашеобразная шапка, которая затрудняет контакт батареи с электросетью автомобиля. Что в этом плохого? Как вы знаете, аккумулятор заряжается от генератора. Если контакт окислившийся – будет постоянный недозаряд и в один прекрасный момент, автомобиль попросту не заведется.
Кроме того, при окисленных клеммах, даже заряженная батарея может не справиться с потребностями автомобиля. А пониженное напряжение вообще пагубно сказывается на любых электроприборах. Т.е. контакт, по определению должен быть хорошим.
Причины возникновения налета
Итак, если на аккумуляторе окисляется минусовая или плюсовая клемма, нужно разобраться с причинами. Лечить последствия будем потом. Тем более, бороться с ними можно до бесконечности. Вернее до того момента, когда АКБ выйдет из строя.
Окисление клемм аккумулятора причины:
- Протечка электролита на контакты.
- Попадание паров электролита на клеммы.
- Проблемы с электрикой автомобиля.
Кстати, самый простой способ проверить причину окисления – посыпать контактные выводы АКБ содой. Или протереть их влажной тряпкой смоченной в ее растворе. Что это даст? Выражаясь простым языком – сода гасит серную кислоту. Поэтому, если на поверхности батареи есть электролит – пойдет реакция. Обычно она выражается легким шипением.
Устранение протечек
Слабое место любого аккумулятора – его токовые выводы. Чаще всего трещины, через которые просачивается электролит, появляются именно в этих местах. Причины просты:
- механические повреждения – выводы банально расшатываются во время подсоединения к сети автомобиля. Особенно страдают от этого черные Тюмени – минусовая клемма аккумулятора разбалтывается на них очень быстро;
- низкое качество корпуса батареи.
Итак, если окисляются клеммы аккумулятора – что делать? Во-первых, нужно почистить сами клеммы. Для этого лучше всего использовать среднюю или мелкую наждачную бумагу. Если налет сильный – основную массу легче всего счистить щеткой по металлу. Почищенные поверхности должны стать гладкими и блестящими.
Теперь нужно устранить причины окисления. Если возле контактов есть откровенные трещины – их лучше всего заделать эпоксидным клеем. А уже потом ставить прокладку.
Как ее сделать:
- самый простой метод – использовать войлок. Для этого берется кусок материала, в нем прорезается круглое отверстие под выводы из батареи, после чего он пропитывается машинным маслом. Отверстие делается с таким расчетом, чтобы прокладка надевалась плотно;
- фетровые шайбы – то же самое, только уже готовое. Точно также пропитываются маслом и подкладываются под клеммы.
Кстати, не забудьте проверить уровень электролита. Скорее всего, потребуется его поднимать.
Как правильно смазывать
Чтобы контакты на АКБ перестали окисляться, на них нужно нанести защитную смазку. Кстати, многие автомобилисты не знают, чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы они не окислялись, поэтому мажут их чем угодно.
Можно воспользоваться несколькими методами:
- 1710 смазка для клемм аккумулятора – специальный состав, для защиты электрических контактов;
- обработать автожиром – специальные аэрозоли для защиты от окисления;
- смазывать литолом – лучше не стоит. Во-первых, на него налипает грязь. А во-вторых, на открытом воздухе, литол быстро высыхает и теряет свои свойства.
Скажу сразу – любая смазка это диэлектрик, поэтому нельзя допускать ее попадания между контактами. Клеммы нужно одеть, затянуть, а потом уже наносить мс 1710, автожир или другое средство.
Как правильно затягивать клеммы
Одной и причин, почему окисляются клеммы на аккумуляторе, является их расшатывание во время присоединения или отсоединения АКБ. Чтобы этого избежать, нужно помнить несколько правил:
- при затяжке нужно пользоваться двумя ключами;
- нельзя перетягивать болты.
Проверить, затянута ли клемма, очень просто – если не получатся снять ее рукой, значит все в порядке.
Кстати, если предвидится длительная стоянка – с батереи снимается минусовая клемма. Это убережет ее от саморазряда. Если же авто будет стоять больше месяца – снимется и плюсовая клемма аккумулятора.
Если выделяются пары электролита
Существует 3 причины, из-за чего может закипеть аккумулятор:
- Идет постоянный перезаряд.
- В АКБ замкнуты банки.
- Высокая температура окружающей среды.
Давайте разбираться по порядку. Во-первых, нужно проверить, какое напряжение подает на батарею генератор. Нормальные значения колеблются в пределах 12,9-14 Вольт. Если подается больше 14,3 – значит неисправно реле-регулятор генератора. Как результат – от повышенного напряжения электролит кипит. В этом случае, нужно срочно ремонтировать электрику на авто.
Кипение может быть вызвано нерабочей банкой батареи. Здесь простая арифметика. Например, на АКБ подается 14 В. Т.е. на каждую банку приходится по 2,3 В. Когда одна банка не рабочая, на остальные будет подаваться уже 2,8 В. А это очень много. В этом случае, поможет либо восстановление аккумулятора, либо покупка нового.
Таким образом, если кипит электролит – думать, чем смазать клеммы аккумулятора, это не выход. Меры понадобятся более радикальные.
Как правильно мыть АКБ
Если клеммы окислены – скорее всего, имеет место, либо протечка батареи, либо излишнее выделение паров электролита. Помимо того, что на контактах появляется окисел – аккумулятор покрывается налетом из электролита и грязи.
А это ведет к существенным потерям емкости батареи. На корпус, может идти утечка в 7-8 Вольт. Это легко проверить тестером. Нужно просто замкнуть плюсовую клемму и корпус АКБ.
Что понадобится для мойки:
- вода;
- сода;
- ведро с тряпкой;
- тазик.
Дальше все просто. Но, нужно учесть несколько правил:
- пробки должны быть плотно закручены;
- места газоотвода и пробки нужно мыть хорошо отжатой тряпкой – нельзя допускать попадания раствора в банки;
- возле токовыводов, могут быть трещины – рядом с ними также моем аккуратно;
- с АКБ будет стекать серная кислота – поэтому его лучше поставить в таз.
С элементарной техникой безопасности мы определились, теперь можно переходить к очистке. Да, если в процессе мойки, у вас возникнет вопрос – можно ли переворачивать аккумулятор, ответом будет нет. Если это сделать – из банок выльется электролит.
Самое лучшее и дешевое средство для мытья – это 10% содовый раствор в теплой воде. Можно сыпать ее на глаз – особая точность здесь не нужна. Как уже писалось выше – батарею лучше всего поставить в таз. Можно налить в него немного раствора – 1-2 см, больше не надо.
Верхняя крышка моется аккуратно – хорошо отжатой тряпкой. Если внутрь АКБ попадет раствор – электролит придет в негодность, т.к. начнется реакция гашения. После мойки, батарею нужно протереть сухой тряпкой.
Можно помыть и пробки. Для этого их нужно на несколько минут в растворе, а после промыть чистой водой – чтобы не них не осталось соды. Вкручивать на место, их нужно сухими.
Таким образом, мы выяснили, почему окисляется плюсовая и минусовая клемма, и как с этим бороться. Важно понять – что устранять нужно причины, а не последствия. Иначе аккумулятор выйдет из строя.
На этом все. Надеюсь, вы узнали для себя что-то новое и полезное.