Система зажигания автомобиля построена таким образом, что ее работа напрямую зависит от качества тока, который в ней создается, а также полной и своевременной доставки его к свечам. Одним из важных элементов данной системы являются высоковольтные провода зажигания. Именно по ним ток (вернее импульс) передается к свечам зажигания, и от его силы напрямую зависит качество искры, которая воспламеняет горючую топливную смесь.
Поэтому если провода зажигания на свечи не соответствуют типу силового агрегата, или неисправны, то двигатель будет терять мощность, появится большой расход топлива, а также может произойти полное нарушение его работы.
Устройство высоковольтных проводов, их технические характеристики
Перед тем, как перейти к теме устранения неисправностей данных элементов и их тестирования своими руками, нужно иметь представление о том, что представляет из себя высоковольтный провод (некоторые специалисты называют его броневым).
Этот элемент системы подачи искры на свечу состоит из таких составных частей:
- защитного покрытия, сделанного из диэлектрического материала, закрывающего жилу от того, чтобы электрический импульс, идущий по ней, не терял свою силу;
- медной или другой жилы, по которой и направляется импульс электричества к свече зажигания;
- контакты, которые подсоединяются к распределителю зажигания и свечи, и служат для получения высоковольтного напряжения от распределителя, а также передачи его непосредственно на свечу зажигания;
- специальных колпачков, которые защищают контакты от пыли, грязи и влаги.
Теперь перейдем к основным техническим характеристикам высоковольтных проводов, от которых и зависит их работа.
- Сопротивление высоковольтных проводов зажигания. Сила тока, которая подается по этим элементам, колеблется между 25 и 55 кВт, и зависит от устройства и мощности бензинового силового агрегата. Инжектор имеет более высокий показатель в отличие от карбюратора. Если провести тест, среди самых популярных марок таких изделий, то медные жилы имеют самое высокое напряжение в размере 2-10 кОм, а выполненные из стекловолокна и покрытые углеводородом могут давать ноль. Исходя из этого, напряжение, идущее от катушки, к свече может терять свою мощность, и чем сильнее оно на выходе (из катушки), тем большее сопротивление должно быть у провода.
- Материал, из которого изготовлено защитное покрытие (диэлектрик). Как известно, если жила провода, по которой передается электрический импульс, не будет изолирована от частей мотора, то ток не будет поступать к свече зажигания, а будет утекать (пробивать) на мотор, из-за чего смесь в камере сгорания поджигаться не будет. Кроме этого на материал диэлектрика провода действуют большие нагрузки, такие как грязь, агрессивные среды от паров смазки, высокие и низкие температуры. Поэтому материал диэлектрика должен быть стойким ко всему этому. В противном случае, провода отработают малый срок, на них появятся трещины, перегибы, что приведет к тому, что ток начнет пробивать на мотор. Если взять рейтинг бронебойных проводов, то первые места занимают элементы, имеющие силиконовые покрытия. Срок службы их больше.
- Материал, из которого выполнена токопроводная жила и контактные элементы. На сегодняшнем рынке представлено множество проводов, которые имеют некоторые отличия. Помимо сопротивления, токопроводная жила также должна быть надежной и долговечной. Стандартная жила выполнена из меди, но появились провода и со стеклопластиковыми волокнами, покрытые углеводородом. Медь подвержена окислению, а стеклопластиковое волокно идет с нулевым сопротивлением, но само по себе ломкое, и не любит сильных перегибов и других деформаций. Поэтому, какие лучше провода выбирать автолюбителю в зависимости от режима эксплуатации машины. Контактные элементы обычно изготавливаются из стали или латуни. Конечно, лучше использовать те, которые имеют латунные наконечники.
Поэтому отвечая на вопрос, как выбрать качественные и надежные высоковольтные провода, автолюбители должны обязательно учитывать их технические особенности указанные выше.
Важно запомнить, что перед тем как выбрать данные элементы зажигания, автолюбитель должен определиться, какое должно быть сопротивление их. Для этого нужно сначала внимательно ознакомиться с техническими характеристиками силового агрегата (какой ток он выдает), а также внимательно изучить упаковку высоковольтных проводов. На ней всегда должно быть написано, для каких напряжений подходят данные элементы.
Проверка проводов
Если автолюбитель начал замечать что его двигатель работает не правильно, происходит потеря мощности, появился большой расход топлива, троение, сильная детонация, значит нужно обратить внимание на систему зажигания. И для начала, лучше всего, поискать признаки неисправности в силовых проводах зажигания.
Рассмотрим, как выявить неисправности своими руками. Для этого существует несколько способов. Рассмотрим их по отдельности.
- Визуальная проверка. Как известно по высоковольтным проводам идет сильный электрический ток, который преодолевая сопротивление, ищет кратчайшие пути выхода. Если защитный слой поврежден, значит ток пробивает через наконечник на двигатель, или стремится попасть на любую металлическую поверхность двигателя. Как происходит проверка таким способом. Нужно взять щипцы для снятия проводов, и отсоединить их от свечей зажигания, при этом дождаться темного времени суток. Далее включить мотор и внимательно смотреть на провода. Если будут видны проскакивающие искры, значит, обмотка имеет повреждения. Такое повреждение можно устранить, установив в месте пробоя самодельные хомуты из изоленты, но лучше всего заменить эти элементы на новые.
- Проверка высоковольтных проводов зажигания мультиметром. Данный электрический прибор может работать в нескольких режимах, и предназначен для выявления различных повреждений и сопротивления электрической цепи. Его можно купить в специализированном магазине, или на любом радиорынке. Проверка происходит следующим образом. Данный прибор устанавливается на режим проверки сопротивления, при этом один его щуп подсоединяется к месту подсоединения провода к катушке (распределителю зажигания) второй к месту, где подключается свеча. После включения прибора он покажет сопротивление цепи, если оно больше положенного значит искра слабая. Если он покажет нулевое сопротивление, значит в жиле произошел разрыв и ток вообще не идет на свечу.
Это два основных способа проверки проводов в домашних условиях. Что делать в случае, если выявлены такие нарушения.
Некоторые автолюбители говорят, что нужно осуществить ремонт высоковольтных проводов. С учетом особенности их функций и строения, делать это категорически нельзя. Можно только временно заизолировать место утечки тока изолентой, пока не будут приобретены новые провода.
А если повреждена жила, то это может повлечь не только отсутствие искры, но и вывод из строя всей электронной системы машины, поскольку между прерванными проводами образуется большой электромагнитный импульс, который и выводит из строя всю электронику автомобиля. Такие элементы подлежат немедленной замене.
Последнее, на что нужно обратить внимание, это на то когда менять высоковольтные провода. Сроки годности на них не указываются, но если автолюбитель заметит их повреждения при визуальном осмотре, либо выявит внутренние повреждения, делать это надо незамедлительно.
Интересно знать, что долговечность свечей зажигания не зависит от проводов. Поэтому нельзя определить какие свечи зажигания лучше для конкретных высоковольтных проводов.
Высоковольтные провода это один из важных элементов всей системы зажигания. От их исправной работы будет зависеть не только поведение силового агрегата, но и всей электроники автомобиля.