История присвоения регистрационных знаков в Советском Союзе ведет свой отсчет с 1931 года. Всего за 60-летнюю историю автономера СССР меняли свой внешний вид 3 раза. До сих пор на дорогах встречается достаточно автомобилей советского производства образца до 1980 года и после – периода до 1991 года.
Особенности номерных знаков
Первая послевоенная реформа прошла в 1959 году. Действовали автомобильные номера СССР этого образца до начала 1980 года. Особенностями это периода были следующие позиции:
- Формат знака – четыре цифры с тире после первых двух символов, буквенный код с 3 буквами. Две буквы кодировали регион, а третья увеличивала число вариаций.
- Фон номера был выбран черным, а символы стали белыми.
- Другие особенности. Были введены автономера тракторов и тракторных прицепов.
Отдельно выдавались регистрационные знаки для сотрудников дипломатических миссий в СССР и иностранных сотрудников СМИ.
Вторая реформа произошла накануне Московской олимпиады в 1980 году. Среди основных отличий в изготовлении выделялись такие особенности:
- Появилось разделение автономеров на частные и государственные. Формат пластины частного авто имел вид – «буква – две цифры-две цифры – две буквы». Традиционно две буквы позади номера обозначали регион СССР. Государственные автомобили после 4 цифр имели три буквы.
- Форма номеров. Для частного транспорта применялись только линейные регистрационные знаки. Задний знак грузовиков, мотоциклов или автобусов применялись в виде квадратной формы.
- Цветовой формат. Автономера получили белый фон и черные символы.
- Особые номерные знаки. Такие таблички получали: сотрудники правительства с особым статусом, сотрудники посольств и торговых представительств, прицепы и трактора.
Среди особенностей особых автономеров выделяются:
- для иностранных граждан литера «Н» обозначала машину обычного гражданина, «М» – торгового представителя, «Р» – машина на экспорт из СССР;
- для сотрудников посольств расшифровка букв следующая: «Т» обозначала машины административного персонала, CMD предназначались для консула или посла;
- фон номеров авто дипмиссий стал красным, а буквы белыми – эта традиция сохранилась до сих пор.
Применение автономеров из Советского Союза сегодня
Автономера большой страны расшифровываются в соответствии с закреплением (ГОСТ 3207-77), как и номера регионов в России. Разумеется, что хозяйствующих субъектов было намного больше. Но соответствующая таблица также разработана. Причем в таблице выделено несколько серий для авто с возможностью выезда за границу: «ВЕ», «ВМ», «ВС», «ЕЕ».
После распада СССР собственный формат в автомобильных номерах появился в разных странах не сразу. Некоторые страны внедрили на поверхность флаги, заменили кириллицу латиницей. Автотранспорт на старых автономерах до настоящего времени встречается на просторах России, Беларуси, Украины.
Использование автономеров СССР в настоящее время разрешается. Единственным ограничением является замена знака при совершении любого регистрационного действия. Владельцы автомобилей на старых номерах, помимо желания выделиться в потоке, отмечают сразу несколько преимуществ таких авто:
- Не всегда удается проверить автомобиль по номеру.
- Легкость в противостоянии средствам фото и видео фиксации.
- Отсутствие необходимости оплачивать транспортный налог.
С учетом введения получения страховки после прохождения техосмотра, возникают сложности с получением полиса обязательного страхования. А для прохождения техосмотра требуется получение технического паспорта на авто.