В 2025 году за незаконное изменение конструкции автомобиля предусмотрен штраф. Причём игнорирование правил может обернуться не только денежным взысканием, но и проблемами при ДТП, а также трудностями при продаже и совершении регистрационных действий. Рассказываем, что запрещено менять в машине и чем грозит нарушение запрета.
Какой штраф за изменение конструкции автомобиля
В России категорически нельзя ездить без регистрации внесённых в машину изменений. За это предусмотрен штраф, а также аннулирование её учёта.
Статья 12.5 КоАП РФ регламентирует незаконный тюнинг. Управление ТС с изменениями, не вписанными в регистрационные документы, карается штрафом в размере 500 рублей (часть 1). Дополнительно инспектор, вероятнее всего, вынесет предписание устранить нарушения в определённый срок.
Если не вернуть автомобиль в исходное состояние, возможны два варианта развития событий.
- Если в требовании не было пометки о необходимости приехать на осмотр в ГАИ после устранения нарушения, при следующей остановке инспектор вынесет ещё один штраф на те же 500 рублей. Дополнительно могут привлечь к ответственности по пункту 1 статьи 19.3 КоАП РФ. За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции грозит штраф от 2000 до 4000 рублей, либо арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы от 40 до 120 часов.
- Если пометка об обязательной инспекции автомобиля была, то по истечении указанного времени правоохранители просто прекратят регистрацию автомобиля. Ездить без учёта нельзя, за это штрафуют по статье 12.1 КоАП на 500–800 рублей за первый эпизод и на 5000 рублей — во второй. Вместо штрафа при рецидиве могут применить и лишение прав до 3 месяцев. Дополнительное постановление на 500 рублей по статье 12.5 тоже обязательно вынесут.
А если в процессе «апгрейда» собственник повторил цветографические схемы такси или спецслужб или установил спецсигналы, его оштрафуют на 5000 рублей с конфискацией предмета нарушения.
Что такое изменение конструкции транспортного средства
Изменение конструкции автомобилей — это установка не предусмотренных заводом-изготовителем компонентов или демонтаж деталей автомобиля. Технический регламент Таможенного союза изменением конструкции автомобиля считает любое послепродажное вмешательство, которое:
- сделано не автопроизводителем. То есть автозавод не предусматривал такой доработки для конкретной модели и года выпуска;
- влияет на безопасность дорожного движения. Например, меняет тормозную систему, управляемость или мощность двигателя (например, установка турбонаддува);
- влияет на эксплуатационные характеристики. Такие изменения влияют на максимальную массу, распределение веса по осям, габариты, клиренс или экологический класс.
Если владелец решает внести изменения в конструкцию своего автомобиля, то он должен их зарегистрировать.
Какие изменения кузова нужно регистрировать
Изменения в конструкцию автомобиля, которые подлежат обязательной регистрации:
- установка газобаллонного оборудования (ГБО);
- замена двигателя на агрегат другого типа или объёма;
- замена кузова на основу от другой модели машины;
- изменение количества мест или схемы установки сидений;
- внесение изменений в раму или несущие элементы кузова;
- установка проставок в подвеску, замена амортизаторов на нештатные, существенно меняющие клиренс или её жесткость;
- установка лебедки;
- замена рулевого управления или тормозной системы на не предусмотренные изготовителем;
- установка нештатных колёс или дисков, значительно превышающих заводские параметры;
- установка дополнительных топливных баков;
- изменение системы выпуска отработавших газов и пр.
По большому счёту в этот список не войдёт только дооснащение ассистентами, установка сертифицированных аксессуаров для перевозки (багажники на крышу, детские кресла и т.п.), изменение цвета кузова и «правильная» тонировка. То есть то, что не касается основных ТТХ и никак потенциально не может сказаться на безопасности движения.
Водителю запрещено вносить изменения, которые заведомо не пройдут экспертизу безопасности, а также вести работы в неаккредитованных сервисах. Кстати, ездить на уже изменённой машине до получения соответствующей отметки в ПТС тоже нельзя.
Какое наказание при ДТП с машиной без регистрации тюнинга
В статьях административного кодекса чаще всего отягчающим фактором является рецидив нарушения. Уголовное законодательство предусматривает ряд отягчающих факторов, но тюнинга нет и среди них.
А вот с установлением виновника аварии всё уже не так однозначно. Высока вероятность того, что кустарно внесённые изменения в конструкцию сказались, например, на управляемости ТС или видимости из салона (как в случае с тонировкой). В таком случае в спорной ситуации ответственность за инцидент может быть возложена на водителя такого автомобиля (в большей мере или полностью). Но однозначный ответ позволит дать только экспертиза.