- Почему ломается аккумулятор
- Что такое сульфатация пластин
- Десульфатация аккумулятора
- Физическая очистка
- Химический способ
- Десульфатация АКБ при помощи зарядного устройства
- Импульсный заряд
- Восстановление обычным зарядным
- Если в АКБ замкнула банка
- Если аккумулятор необслуживаемый
- Гелиевый аккумулятор
Всем привет! Многим автолюбителям знакома ситуация, когда их аккумулятор безнадежно теряет емкость. Но не нужно спешить в магазин за новым. Ведь старую батарею еще можно вернуть в строй. Просто нужно знать, как восстановить аккумулятор автомобиля. Об этом мы с вами и поговорим.
- Почему ломается аккумулятор
- Что такое сульфатация пластин
- Десульфатация аккумулятора
- Физическая очистка
- Химический способ
- Десульфатация АКБ при помощи зарядного устройства
- Импульсный заряд
- Восстановление обычным зарядным
- Если в АКБ замкнула банка
- Если аккумулятор необслуживаемый
- Гелиевый аккумулятор
Почему ломается аккумулятор
Прежде чем разбираться, как восстановить автомобильный аккумулятор, давайте определим причины, по которым он выходит из строя.
Причины потери емкости:
- сульфатация пластин – самая распространенная неисправность. Диагностируется просто – аккумулятор быстро теряет заряд. Обычно возможно сделать восстановление емкости;
- не работает одна из банок – чаще всего возникает в результате короткого замыкания между контактными пластинами. В этом случае, замкнутая банка начинает перегреваться и кипеть при эксплуатации на машине. А в аккумуляторе сильно просаживается емкость – его часто не хватает, чтобы завести авто;
- осыпание угольных пластин – электролит становится мутным или черным. В этом случае, аккумулятор как правило не подлежит восстановлению;
- замерзание электролита – если использовать аккумулятор с низкой плотностью в сильные морозы – электролит замерзнет. Как результат – корпус может потрескаться, а пластины деформироваться. В этом случае, однозначно придется покупать новую батарею – аккумулятор восстановить не получится.
Если говорить просто – причины для преждевременного выхода из строя АКБ две. Либо брак производителя, например, некачественная обмазка пластин, может привести к замыканию в банках. А вторая причина – это неправильная эксплуатация. Чаще всего, в результате получается сульфатация пластин.
Поскольку, это наиболее распространенная неисправность, давайте рассмотрим ее подробнее. Стоит отметить, что приведенные в статье рекомендации по восстановлению АКБ, относятся к кислотным батареям. Щелочной тип ремонтируется по другому.
Что такое сульфатация пластин
Как вы знаете, принцип работы кислотно-свинцового автомобильного аккумулятора, основан на применении жидкого электролита. А его основная характеристика – это плотность, которая должна быть в пределах 1,25 г/см3 – 1,27 г/см3 для заряженного АКБ.
В процессе зарядки на свинцовых пластинах накапливаются активные вещества, а плотность электролита повышается, т.к. поглощается дистиллированная вода. А когда аккумулятор разряжается, его плотность падает, выделяется дистиллят, а серная кислота поглощается.
Также, в процессе поглощения энергии, на пластинах начинают появляться кристаллы – сульфаты свинца. При штатном режиме эксплуатации, т.е. когда аккумулятор работает циклично – это явление не причиняет ему вреда. При следующей зарядке, сульфаты просто размываются.
Но, в работе АКБ есть неприятная зависимость:
- малый разряд – образуются небольшие кристаллы, которые легко растворяются;
- глубокий разряд – появляются крупные сульфаты, которые не растворяются в электролите.
Таким образом, при неправильной эксплуатации АКБ, поверхность пластин уменьшается за счет сульфатации, а его емкость падает.
Десульфатация аккумулятора
Восстановление автомобильных аккумуляторов с упавшей емкостью в результате сульфатации пластин делается такими методами:
- физическая очистка пластин;
- химическая очистка;
- десульфатация при помощи зарядного устройства.
Давайте рассмотрим эти способы подробнее.
Физическая очистка
Это довольно экстремальный метод. Восстановление аккумулятора сводится к выемке пакетов контактных пластин и их ручной очистке.
Как оживлять батарею:
- в верхней крышке вырезаются окошки – лучше всего делать это тонким паяльником или раскаленным ножом – в банки не будет лететь мусор от пластика. Хотя, можно воспользоваться и электролобзиком;
- пластины вынимаются через отверстия и очищаются;
- после этого, их нужно тщательно промыть дистиллированной водой;
- внутренности банок также промываются дистиллятом;
- контакты помещаются назад, окошки запаиваются;
- в аккумулятор заливается электролит до уровня;
- АКБ ставится на зарядку.
С одной стороны – все просто. А с другой, есть одно большое но – свинцовые пластины очень хрупкие, особенно после длительного употребления. Поэтому велика вероятность, что они разрушатся в процессе очистки. Ремонтировать свой аккумулятор этим способом можно лишь в случае его полной безнадежности.
Химический способ
Для этого потребуется специальный химический раствор Трилона В. Реанимация аккумулятора этим способом не занимает много времени – десульфатация проходит за 1-2 часа. Единственная сложность в приготовлении самого раствора.
Что нужно делать для восстановления емкости:
- АКБ полностью заряжается;
- из него полностью сливается электролит;
- банки хорошо промываются дистиллированной водой;
- в батарею заливается раствор Трилона В и оставляется примерно на час. Процесс растворения сульфатов будет сопровождаться газовыделением и кипением. Когда реакция закончится – операцию можно повторить;
- аккумулятор нужно еще раз промыть дистиллированной водой, после чего, в банки заливается свежий электролит нужной плотности;
- АКБ ставится на зарядку.
Этот способ восстановления довольно действенный после глубокой разрядки. Но есть в нем и минусы – во время манипуляций с АКБ, между пластинами могут попасть кусочки свинца – как результат банки могут закоротиться.
Десульфатация АКБ при помощи зарядного устройства
Самый распространенный метод ремонта АКБ в домашних условиях – это использование зарядных устройств. Процесс простой, но долговременный.
Ремонт можно делать несколькими способами, но суть их сводится к чередованию полного заряда с разрядом. Т.е. сульфаты растворяются естественным образом. Давайте рассмотрим, как восстановить старый аккумулятор при помощи зарядного устройства.
Кстати, в первую очередь, нужно проверить уровень электролита. Если он ниже нормы – обязательно долить дистиллированной воды. Лить электролит нельзя – в процессе десульфатации его плотность поднимется, и он разъест пластины.
Импульсный заряд
Для этого понадобится зарядное устройство для акб, умеющее работать в импульсном режиме и снабженное функцией десульфатации. Оно подключается к АКБ и все. Устройство само делает десульфатацию.
Принцип работы довольно прост:
- аккумулятор заряжается на малом токе в течение 10 минут;
- затем на него подается нагрузка и он разряжается в течение одной минуты.
Временной интервал может быть разным, но суть от этого не меняется. Это вариант можно использовать в несильно запущенных случаях. Еще один минус, это цена прибора. Она может быть выше чем стоимость аккумулятора и варьируется в пределах 5-10 тысяч рублей.
Восстановление обычным зарядным
Самый простой и доступный метод. Тем более, обычное зарядное есть у большинства автомобилистов. Давайте разбираться, как восстановить аккумулятор этим способом.
Последовательность действий:
- АКБ нужно поставить заряжаться на низком токе. Ставим на зарядном 14 В и 0,8-1 А. Аккумулятор нужно заряжать в течение 8-10 часов. Если начинает кипеть – нужно уменьшить ток;
- результатом такой подзарядки будет небольшой рост напряжения в АКБ;
- АКБ снимается с зарядки и отстаивается в течение суток;
- после этого нужно немного увеличить ток – до 2-2,5 А и оставить батарею заряжаться на 7-8 часов;
- в результате, должна немного подняться плотность и вырасти напряжение;
- батарея разряжается до 9 В. Для этого нужно подсоединить к клеммам автомобильную лампу дальнего света и подождать пока он сядет;
- цикл повторяется до получения напряжения в 12В и нормальной плотности.
Способ, конечно не быстрый, но довольно эффективный и позволяет оживить довольно запущенные батареи.
Если в АКБ замкнула банка
Эта поломка весьма пагубна для всей батареи, т.к. неработающая банка оказывает влияние на работающие. Дело в том, во время зарядки АКБ, напряжение равномерно распределяется между всеми пакетами пластин. А когда одна банка не работает – на остальные подается слишком высокий ток. В результате кислотный аккумулятор начинает кипеть, что вызывает сульфатацию пластин.
Давайте разберемся, как восстановить автомобильный аккумулятор с нерабочей банкой. На самом деле, не все так страшно:
- нужно выяснить, какая банка не рабочая. При заряде она может кипеть, либо наоборот – будут кипеть другие, а замкнутая будет мертвой;
- из банки выливается весь электролит;
- в верхней крышке прорезается отверстие;
- свинцовые пластины достаются из банки и хорошо промываются в дистиллированной воде;
- теперь нужно найти причину замыкания – для этого пластины внимательно осматриваются. Кстати, если АКБ старый – причина замыкания может быть в осадке на дне банки. Поэтому если он есть – его нужно вымыть;
- после, промывки и осмотра, пакет ставится назад в банку, а крышка запаивается.
Если все делать аккуратно – большая вероятность того, что батарею удастся отремонтировать. Важно помнить о том, что ее нельзя сильно бултыхать и переворачивать вверх ногами – замкнуть может и другие пластины.
Если аккумулятор необслуживаемый
Восстановить необслуживаемый аккумулятор гораздо сложнее – в нем нет доступа к банкам. Т.е. нет возможности проверить плотность электролита. На некоторых форумах, на вопрос можно ли добраться до внутренностей батареи, советуют просверлить верхнюю крышку.
Лучше этого не делать – в таких аккумуляторах, в верхней крышке устроена система газоотвода. Если ее нарушить – АКБ точно не получится отремонтировать. Поэтому давайте рассмотрим, как правильно восстанавливать такие батареи:
- во-первых, нужно определить уровень электролита в банках. Сделать это можно просвечивая их ярким фонариком;
- если он ниже нормы – в верхней части АКБ (выше уровня электролита) делается небольшое отверстие – 2-3мм в диаметре;
- через него шприцом заливается дистиллированная вода;
- отверстия запаиваются.
Также, для восстановления емкости помогает цикличная зарядка и разрядка.
Гелиевый аккумулятор
Восстановление гелевых аккумуляторов несколько проще – ничего сверлить не нужно. Этот вид АКБ нельзя восстановить в двух случаях:
- разрушение пластин. Обычно происходит при длительном использовании АКБ при высоких температурах;
- вздутие батареи.
В отличие от кислотных, гелиевые батареи, чаще всего выходят из строя полностью.
Что нужно делать для реанимации:
- снимается верхняя крышка;
- под крышкой находятся резиновые колпачки – их тоже нужно снять;
- желательно взять фонарик и посветить внутрь каждой банки. Если поверхность пластин светлая и нормальной формы – идем к следующему шагу. А если внутри черная труха, АКБ можно выкидывать – вернуть к жизни его не получится;
- внутрь каждой банки добавляется по два кубика дистиллированной воды и АКБ запечатывается. Важно проследить, чтобы верхняя крышка села плотно.
Дальше аккумулятор ставится на зарядку, а при необходимости процедура повторяется.
Если же он сильно потерял емкость – его можно реанимировать, погоняв цикличными зарядами и разрядами. Эта процедура описана выше, главное не разряжать АКБ ниже 10,5 В.
Таким образом, восстановить аккумулятор своими руками вполне возможно. Конечно, это займет время, а в некоторых случаях результат может получиться не очень. Но, тем не менее – попробовать стоит. А новый АКБ вы купить всегда успеете. Кроме того, такими же способами восстанавливаются и сухозаряженные аккумуляторы.
На этом все, надеюсь, материал был полезным, и вы сможете восстановить свой аккумулятор. Не забывайте оставлять свои комментарии.