Что такое система контроля за давлением в шинах — как работает мониторинг?

Система контроля давления в шинах

Современный автомобиль уже давно перестал быть просто самоходным транспортным средством, перевозящим пассажиров и груз. Сейчас он, помимо двигателя и ходовой части, содержит множество вспомогательных систем, в той или иной мере обеспечивающие процесс его передвижения. Любой автомобиль в силу своих особенностей является источником повышенной опасности, как для окружающих, так и для находящихся на его борту. Системы безопасности делятся на активные и пассивные. Активные работают непосредственно во время возникновения аварийных ситуаций, а пассивные занимаются, так сказать, профилактикой, предупреждением и возможным смягчением негативных последствий аварий. Одним из таких многочисленных устройств является система контроля давления в шинах. Ведь колеса автомобиля и их состояние является важнейшим компонентом, обеспечивающим стабильное поведение машины на дороге.

Содержание

Для чего нужен контроль за давлением

Измерение давления в шине

Давление автомобильных шин влияет на его управляемость. Его снижение даже на 0,1 атм в одном их колес уже будет заметно по уводу машины в сторону при прямолинейном движении. При проколе колеса (особенно заднего на переднеприводной модели) его можно и не заметить и проехать километр со спущенным колесом, а за эту дистанцию оно полностью придет в негодность. В случае прокола переднего колеса увод автомобиля в сторону чувствуется сразу, но сниженное давление в одном из колес в начале поездки может быть вызвано повреждением покрышки, которое может увеличиться с ростом скорости и тогда неприятной ситуации не избежать.

Именно поэтому все инструкции по эксплуатации автомобиля предписывают проверять давление в шинах перед каждой поездкой. Визуально это сделать можно, но очень грубо (спущена – приспущена – накачана), поэтому лучше проводить эту процедуру при помощи манометра. Но каждый раз кланяться всем колесам как-то не с руки (особенно для женщин), поэтому и была придумана система мониторинга давления в шинах.

Что это такое?

система измерения давления в шинах

Система позволяет оперативно отслеживать падение давления ниже нормы и оповещать об этом водителя, чтобы тот принял соответствующие меры. Контроль давления состоит из четырех датчиков, одного или четырех отдельных приемников, блока управления и блока индикации. В случае заводского исполнения индикация встроена в панель приборов и является ее частью. Иногда в некоторых модификациях система измеряет еще и температуру воздуха внутри покрышки, сопоставляя ее с внешней.

Такие системы появились сравнительно недавно, устанавливаясь поначалу на грузовых автомобилях. Затем она стала устанавливаться как опция на легковом транспорте и как базовое оснащение в премиум-классе. Кроме того, в некоторых странах такая система является обязательным элементом оснащения.

Итак, как же она работает? В каждом колесе установлен датчик, контролирующий давление воздуха внутри. Приемник получает показания от каждого колеса и сравнивает их с эталонными. Если оно ниже нормы, то загорается соответствующий индикатор или меняется его цвет. Вся система работает постоянно и отличается видом индикации – на ходу или при остановке автомобиля.

Разновидности систем

Коробка с системой определения давления в шинах

Как уже говорилось, эти устройства различаются по уровню сложности и, соответственно, цене.

  • Самые простые устройства вворачиваются вместо штатных ниппелей в шины и контролируют ее давление, показывая его с помощью цвета колпачка. Такая система, например, выпускается компанией «Пирелли». Если колпачок зеленый – значит давление выше 2 атм (норма), если меняется на желтый – оно снижается ниже 2 атмосфер, а при перемене цвета на красный колесо необходимо подкачать или устранить повреждение. Положительным моментом такого варианта является низкая стоимость и простота монтажа: просто вкрутил датчики в колеса – и готово. Главный недостаток – низкая информативность: эти датчики показывают давление очень приблизительно и могут допускать разброс показателей в колесах, при этом их тарировка оставляет желать лучшего. По сути, такие датчики могут обеспечить лишь косвенный контроль, указать, надо ли подкачивать колеса или нет. Кроме того, узнать о падении давления в отдельном колесе можно только на стоящей машине, во время визуального осмотра.
  • Вторая группа систем контроля давления в шинах – со встроенными радиодатчиками. Эти устройства передают данные на центральный блок, который их обрабатывает и информирует водителя о возможной неисправности. Коренное отличие состоит в том, что система оперативно и постоянно отслеживает состояние параметров, поэтому о возможной неприятности можно узнать заранее. Кроме того, показания намного точнее (до 0,01 атм) и измерения проводятся отдельно для каждого колеса, что делает эксплуатацию автомобиля намного безопаснее.

Датчик давления может располагаться либо в вентиле, либо на внутренней поверхности обода колеса. Один раз в минуту показатели передаются на приемник, который выполнен либо в едином блоке с модулем центрального замка, либо, если система отдельная, в колесной арке, поближе к колесу. Система автономная, каждый датчик снабжен собственной батарейкой, которой хватает на несколько лет – срок службы самого передатчика, поэтому замене не подлежит. В зависимости от сложности (и дороговизны) система указывает либо просто на факт снижения давления, либо на каждое колесо по отдельности.

  • Еще стоит упомянуть о приборах, использующих протокол радиосвязи Bluetooth, при помощи которого система сможет оповещать владельца при помощи смартфона или бортового компьютера, что, несомненно, удобно, так как значительно упрощает установку и использование.
  • Существует также и отдельная группа систем для грузовиков. Они довольно специфичны в силу того, что устанавливаются на автопоезда с большим количеством колес. При спаренных колесах падение давления, например, во внутреннем колесе на глаз отличить невозможно, а на управляемость и расход топлива это влияет значительно. Поэтому такие комплекты подразумевают 6,10 и даже 12 датчиков. Цена на такие устройства тоже соответствующая (от 30 до 50 тысяч рублей).

Особенности установки

На смартфоне система давления в шинах

Системы контроля давления в шинах в настоящее время довольно широко распространены. Они перестали быть диковинкой и их вполне реально установить на свой автомобиль своими руками. Важно учитывать несколько моментов. При установке датчиков в колесо следует использовать только новые устройства, так как элемент питания в нем рассчитан на весь срок службы. Во-вторых, следует выбирать устройства с меньшим интервалом опроса, так как при повреждении колеса, вращающегося с большой скоростью, падение давления растет очень быстро.

Что же касается достоинств самостоятельной установки, то можно отметить возможность произвольного расположения информационного дисплея (при некоторой технической подготовке его можно даже встроить в панель, чтобы он не нарушал заводское оформление). Кроме того, выбирая конкретный комплект, можно быть уверенным, что устройство будет обладать именно тем функционалом, который нужен для отдельно взятого владельца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Carsmotion.Ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: