В чем отличие дизельного топлива от бензина

в чем отличие бензина и топлива

Рассказываем, чем отличается дизельное топливо от бензина и что лучше — солярка или привычный АИ.

Чем отличается дизель от бензина? Для опытных водителей ответ на этот вопрос очевиден, но новичкам может понадобиться разъяснение. Мы расскажем, что такое бензин и дизельное топливо, в чём их ключевая разница и что из них предпочтительнее в случае с легковым автомобилем.

Что такое дизельное топливо (ДТ)

Дизель — это топливо, которое получают из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти. Эти фракции более «тяжёлые», чем бензин (то есть состоят из более сложных углеводородов), поэтому у дизельного топлива выше вязкость, температуры кипения и вспышки.

ДТ глобально делится на четыре вида: 

  • летнее,
  • межсезонное,
  • зимнее,
  • арктическое.

Эти категории отличаются температурой загустевания дизеля — моментом, когда горючее из-за низкой температуры теряет текучесть и, как следствие, уже не может проходить через фильтры. Для летнего предел — минус 5 градусов, а на арктическом можно ездить при температуре ниже минус 40 градусов по Цельсию. Важно соблюдать сезонность, поскольку, например, холодной зимой двигатель просто не заведётся, если будет залито летнее топливо.

Основные свойства бензина

Бензин — это топливная смесь, также полученная при переработке нефти, но в ней углеводороды проще (с меньшим количеством атомов углерода в молекуле), а значит, и топливо «легче». Оно более прозрачное и текучее. Бензин тоже делится на сорта, и согласно современным российским стандартам их всего четыре: АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98. На многих АЗС ещё продают «нестандартный» АИ-100. Цифры — это октановое число. Оно характеризует предельное сжатие бензиново-воздушной смеси, при котором она будет гореть без детонации (взрыва). Считается, что чем АИ выше, тем лучше, но это не так.

Чем отличается дизельное топливо от бензина

Разница в ДВС

Бензин и дизельное топливо используются для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Но сами моторы, предназначенные для того или иного горючего, кардинально отличаются по конструкции. Дизельный двигатель рассчитан на большое давление в камерах сгорания и лишён свечей — топливовоздушная смесь загорается сама собой, потому что сильно нагревается при сжатии. Фактически детонирует. 

Бензиновый же ДВС не приемлет детонации — смесь воздуха и горючего в нём (при нормальном режиме работы) сжимается, а затем поджигается дугой, создаваемой свечой. На самом деле это только верхушка айсберга и отличий куда больше.

Химический состав

Главное отличие дизельного топлива от бензина — в химическом составе. Выше мы уже выяснили, что солярка (как у нас до сих пор часто называют ДТ) «тяжелее». Из этого вытекает интересное свойство: этот тип топлива, горя при высокой температуре, выделяет больше энергии, а КПД двигателя при этом растёт. Бензин же выгорает активнее, отсюда и большие показания расходомеров на аналогичной дистанции. 

Солярка — народное название дизельного топлива, оно прижилось в народе во времена СССР и в ходу для дизеля до сих пор. Слово возникло из немецкого Solarol — «солнечное масло» (продукт переработки бурого угля), из-за внешнего сходства этих веществ.

Влияние температуры окружающей среды

Одно из ключевых различий между бензином и соляркой для нашей страны — стойкость к низким температурам. Здесь становится ясно и так очевидное: дизельное топливо — это не бензин. Первое капризно на холоде — густеет, хуже воспламеняется и горит, так что при низком его качестве (или неверной сезонности) автомобиль рискует не запуститься в мороз. Бензин практически не теряет свойств на холоде (только испаряется хуже), а значит, если аккумулятор заряжен, автомобиль, вероятнее всего, запустится. 

Тишина

Традиционно считается, что у бензина есть ещё один весомый плюс — тишина работы. Дизель действительно больше подвержен вибрациям и издаёт специфический «тракторный» звук при работе, но на современных агрегатах это почти не ощущается.

Стоимость

Ещё один аргумент для сравнения — цена горючего. Раньше дизель был заметно дешевле бензина. Но сегодня цена сравнялась и дизель даже вышел вперёд, особенно зимой — топливо со специальными присадками дороже. Правда, высокий ценник за литр нивелируется меньшим расходом.

Влияние на экологию

Вопрос экологии на данный момент не может выявить «лидера». Если говорить про современные машины в заводском состоянии, то и бензин, и дизель сертифицируются одинаково. Требования по выбросам устанавливаются международными комиссиями, и производители подгоняют под них все модели, вне зависимости от вида ДВС. Однако обеспечить всё более строгие нормы выбросов с дизельным двигателем сложнее и затратнее, чем с бензиновым: прежде всего из-за повышенного содержания углерода (сажи) в выхлопе.

Ресурс ДВС

Ещё одно распространённое мнение: ремонт дизеля выходит дороже, но и служит такой ДВС дольше. Если говорить о регулярном обслуживании, то стоимость запчастей на одну и ту же модель с разными моторами практически идентична. А вопрос надёжности зависит в первую очередь от «удачности» самого двигателя. Крупный же ремонт зачастую непредсказуем, но в истории как дизельных, так и бензиновых агрегатов есть примеры «миллионников». Поэтому однозначно говорить о надёжности и затратах на поддержание работоспособности в общей массе нельзя — всё зависит от конкретной версии ДВС.

Доступность

С доступностью на заправках тоже всё неоднозначно. Дефицита и дизеля, и бензина обычно нет даже в отдалённых населённых пунктах. Но вот с качеством топлива могут быть проблемы. И если с бензиновым ДВС ситуацию отчасти можно исправить, залив топливо с более высоким октановым числом, то современный дизельный двигатель (прежде всего его топливная аппаратура) рискует такую заправку не пережить.

Важно: в бак автомобиля можно заливать только то горючее, на которое изначально рассчитан двигатель. Преимущественно пистолеты на заправках имеют разную форму во избежание ошибок. Но если заправка не тем топливом уже состоялась, главное — не запускать двигатель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Carsmotion.Ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: