Схемы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

Схема ЗУ

Доброго времени суток всем автолюбителям! Если у вас есть свой автомобиль, значит, есть и аккумулятор. А если есть аккумулятор, значит, его нужно заряжать. Большинство автолюбителей используют заводские зарядные устройства. Но ведь его можно изготовить и самому. Для этого нужна схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, инструмент и желание его сделать.

Какие бывают зарядные для аккумуляторов

Автомобильное зарядное устройство

Как вы знаете, генератор заряжает АКБ на 85-90%. И чтобы не допустить потери емкости, его нужно периодически подзаряжать. Например, вы определяетесь, какой аккумулятор лучше купить, и выбор падает на кальциевый. В этом случае, стоит знать, что его рекомендуется заряжать каждые 2-3 месяца. А если этого не делать – через год батарея пойдет на свалку. Т.е. без зарядного устройства обойтись не получится.

Давайте разберемся, какие вообще существуют зарядные устройства, в чем их основные отличия, достоинства и недостатки.

По типу, они делятся на 2 большие группы:

  • импульсные зарядные устройства;
  • трансформаторные.

В свою очередь, они также могут быть разных видов. Давайте их рассмотрим.

Импульсные зарядные устройства

Импульсное зарядное устройство

Принцип работы импульсного устройства заключается в зарядке аккумулятора на малых токах. Поэтому, отпадает необходимость использования большого трансформатора. А следовательно, они обладают компактными размерами и малым весом. Кроме того, многие модели оснащены функцией десульфатации восстанавливающей емкость аккумулятора.

Из недостатков, стоит отметить сложность ремонта. Принципиальная схема импульсных зарядных устройств, довольно сложная, поэтому без соответствующих знаний с ней будет сложно разобраться.

Трансформаторные устройства

В основе работы лежит трансформатор, который преобразовывает высокое напряжение в низкое. Отсюда большой вес и немалые габариты. Электрическая схема таких устройств, довольно простая, поэтому их легко ремонтировать и при желании можно собрать самостоятельно, воспользовавшись заводской схемой.

Основное различие этих приборов в реализации регулировки тока:

  • тиристорная регулировка – сейчас используется редко, т.к. есть более совершенные аналоги;
  • транзисторная – эта схема очень популярна, в ее основе лежит использование шим контроллеров;
  • ступенчатая – регулировка напряжения делается механически, за счет добавления или уменьшения обмоток трансформатора.

Большое преимущество трансформаторных устройств в их простоте и надежности.

Десульфатирующее устройство

Мобильное зарядное устройство для АКБ

Большой плюс, когда зарядное устройство для автомобильного аккумулятора умеет работать в режиме десульфатации. Если вы не знаете – это разрушение сульфатов серной кислоты, которые образуются на свинцовых пластинах после глубоких разрядов АКБ.

Принцип работы десульфатирующего устройства довольно прост. В первый период, когда диоды открыты, аккумулятор заряжается, а во второй разряжается малым током. Например, ток заряда 10А, а для разряда – 1А. При желании, можно сделать его своими руками.

Для этого понадобятся:

  • трансформатор мощностью от 200 Вт;
  • реле для защиты АКБ от разрядки;
  • диоды;
  • переменный резистор для регулировки напряжения;
  • амперметр;
  • стабилитроны.

В этой схеме нужно предусмотреть радиаторы для охлаждения транзисторов.

Самодельные устройства

Самодельное зарядное устройство

Схема самодельного зарядного устройства

В интернете можно найти множество схем для изготовления зарядных для АКБ своими руками. Давайте сделаем небольшой обзор самых популярных и простых вариантов.

Популярные способы:

  • самодельные зарядные из компьютерного блока питания. Один из самых простых вариантов. Для его изготовления потребуется минимум запчастей, т.к. он делается на базе готовой платы. На выходе можно получить регулируемое и мощное устройство;
  • на диодах. Самая простая схема, включает диод, проводящий ток в одну сторону и обычную электролампу. Конечно, ее можно использовать лишь в экстренных случаях. Более совершенное устройство можно получить, используя понижающий трансформатор и выпрямительный диод на ток от 20 ампер;
  • любительские устройства для аккумуляторов, основанные на использовании трансформаторов.

Браться за собственноручное изготовление зарядного устройства для аккумулятора, имеет смысл лишь в том случае, если у вас есть соответствующие знания. Иначе можно получить неожиданные результаты.

Если вы все же решите делать его самостоятельно, стоит учесть несколько деталей:

  • прибор должен быть регулируемым;
  • его электрическая схема должна включать стабилизатор зарядного тока. Она нужна для того, чтобы ограничивать подаваемый на АКБ ток по мере его зарядки;
  • для мощного зарядного, необходимо предусмотреть систему принудительной вентиляции. Обычных радиаторов может не хватить.

Давайте рассмотрим несколько примеров изготовления альтернативы заводским приборам.

Зарядное из блока компьютерного блока питания

Зарядное устройство из блока питания ПК

Один из доступных способов изготовления зарядного устройства своими руками – сделать его на базе компьютерного блока питания. Давайте разберемся, как его изготовить.

Понадобится:

  • блок питания;
  • переменный резистор на 33 и 68 кОм;
  • предохранитель на 10А;
  • два крокодила и провода для их подсоединения к плате;
  • паяльник;

Мощность блока питания должна быть не меньше 150Вт, иначе он просто не сможет выдать достаточного напряжения для автомобильных аккумуляторов.

Подготовка

Самое главное, найти подходящий блок питания. Это определяется по шим-контроллеру, установленному на плате. Чтобы сделать самодельное зарядное устройство, подойдут:

  • TL494;
  • KA7500;
  • TL495;
  • MB3759;
  • UTC51494;

Либо их аналоги. Кстати, в обозначении микросхемы важны цифры – буквы могут быть другими. Если шим-контроллер подходящий, нужно проверить исправность блока питания. Для этого нужно взять основной разъем блока и замкнуть зеленый провод с любым черным. Блок должен запуститься без компьютера.

Переделка платы

Когда вы достанете плату, первым делом нужно избавиться от всех лишних проводов. Легче всего их выпаять мощным паяльником. Для этого, нужно расплавлять припой с обратной стороны платы и аккуратно вытягивать проводки.

Максимальное напряжение, которое может выдать компьютерный блок питания – 12В. А этого для зарядки мало, т.к. нужно 14,5В. Поэтому потребуется отключить на плате защиту от повышения напряжения.

Для этого:

  • находится 13, 14 и 15 ноги шим контроллера TL494;
  • тестером определяется +5В, которые к ним подходят;
  • дорожка перерезается.

После этого, нужно отпаять от первой ноги два резистора и впаять переменные резисторы на 33 и 68 кОм. К резистору на 33 кОм подключается регулятор.

Теперь нужно сделать выводы для подключения платы к АКБ. Для этого подойдет кабель с сечением в 2,5 мм2. Меньше брать не стоит. На плате находится вывод 12 В и земля, к которым нужно припаять эти провода. С другой стороны, к ним присоединяются крокодилы. Для защиты от замыкания, на плюсовую клемму желательно установить предохранитель на 10А.

После этого, блок собирается. Таким образом, можно своими руками сделать простейшее регулируемое зарядное для автомобильных батарей. Его можно усовершенствовать, добавив к электросхеме блок автоматического понижения выходящего тока и вольтметр.

Простое зарядное на диодах

Зарядное устройство

Простая схема ЗУ

Как уже писалось выше – заряжать аккумулятор таким способом, стоит лишь в экстренных случаях. Для изготовления понадобится:

  • автомобильная лампа на 12В;
  • зарядное от ноутбука – используется как диод;
  • провода.

Последовательность подключения к батарее:

  • плюс от зарядки подключается к плюсовой клемме напрямую;
  • минус, подключается через лампу.

И все – такая вот схема простого зарядного устройства. Заряжаться аккумулятор будет 6-8 часов. При подключении, важно не перепутать плюс с минусом.

Таким образом, при желании, можно самому сделать полноценное зарядное для машины. Пусть даже и самое простое. Самое главное, что им можно зарядить свой аккумулятор. Но если вы сомневаетесь в своих силах – лучше приобрести заводской прибор. Тем более цена на них не такая уж и высокая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Carsmotion.Ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: