Сложная электронная начинка современного автомобиля делает бортовую токопроводящую сеть уязвимым звеном. Вторым фактором снижения надежности узлов электрической группы является возраст автомобиля. К тому же, не каждый владелец авто самостоятельно тестирует и заменяет элементы электрооборудования. Одним из самых неожиданных видов ремонта является замена замка зажигания. Неисправность трудно диагностируется, и вызывает сложности при выполнении работ.
- Назначение и выполняемые функции
- Техническое устройство замка зажигания
- Возможные отказы и их диагностика
- Порядок проведения замены
Назначение и выполняемые функции
Не каждый водитель задумывается о назначении замка зажигания автомобиля. Вместе с тем, это тот элемент, с которым мы контактируем при каждой поездке на автомобиле. Выделяются три основные функции, которые выполняет это устройство:
- Обеспечение подвода тока ко всем необходимым потребителям.
- Отключение аккумуляторной батареи от неиспользуемых потребителей.
- Обеспечение запуска двигателя.
Еще одной функцией, которую обеспечивает личинка замка зажигания, является механическая блокировка руля. Это самое простое, но надежное средство от действия случайных угонщиков автомобиля.
В современном автомобиле замок зажигания теряет свои функции. Например, запуск двигателя производится с параллельной кнопки. Однако ценность контактного принципа приведения мотора в действие по-прежнему актуальна.
Техническое устройство замка зажигания
Принципиальная схема замка зажигания включает в себя два основных блока:
- группа контактов для замыкания определенных цепей в необходимой последовательности;
- механическая часть, представленная в виде личинки устройства и крепежного каркаса.
Режим работы замка зажигания имеет в основном четыре рабочих положения. Это позволяет задействовать в различных условиях тех или иных потребителей. Вместе с тем, выемка ключа обеспечивается только в одном положении.
Возможные отказы и их диагностика
Наиболее простым и понятным отказом устройства включения зажигания является его заклинивание. Банальной причиной является срабатывание запора руля. В этом случае блокировка снимается путем незначительного вращения рулевого колеса до выхода из замкнутого состояния.
Среди прочих причин такого состояния, когда не поворачивается ключ в замке зажигания, отмечают:
- замерзание устройства в зимний период при скапливании конденсата;
- механическое заклинивание по причине накопления пыли и грязи;
- механический износ внутренних деталей и граней ключа;
- повреждение полотна ключа, его заламывание.
Только в первой из перечисленных неисправностей возможно исправить ситуацию. Используются в таких случаях жидкости типа WD-40.
Более неожиданным и неприятным отказом является повреждение контактной группы замка. Такой отказ почти всегда означает, что потребуется замена замка зажигания. Кроме того, не каждый владелец авто представляет диагностику неисправности, и как поменять конструкцию или исправить возникшую неисправность.
Еще одной причиной для полной замены замка является его повреждение при попытке угона или в случае утери ключей. Сделать такую работу требуется из соображений безопасности.
Среди возможных причин некорректной работы замка зажигания называют и сопутствующие кнопки включения различных ассистентов.
К примеру, кнопка включения обогрева заднего стекла не должна запитываться в положениях выключателя «Lock» и «Acc». Если наблюдается обратная ситуация, кнопку необходимо заменить.
Интересным остается тот факт, что многие владельцы автомобилей рассчитывают на самостоятельное восстановление работы замка зажигания. Некоторое время для остановки двигателя применяется прием «неудачного старта». Нужно понимать, что такие попытки способны нанести вред деталям трансмиссии, вызвав поломку сцепления или коробки передач.
Порядок проведения замены
Операция по установке нового замка является одновременно сложным и простым действием. Для быстрого и аккуратного выполнения потребуется ознакомиться с конструкцией, изучить порядок, как снять замок зажигания на рулевой колонке. Схема работ будет несколько меняться в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля. Заранее следует подготовить новый элемент и необходимый инструмент. Следует отметить, что замена изделия в сборе – более простой вариант работы по сравнению с отдельной установкой личинки.
При выборе варианта замка зажигания не обязательно следовать правилу соответствия изделия прежней модели. Отдавайте предпочтение технологичному замку, где более высокая устойчивость к эксплуатационному износу. Современный ключ будет несложно связать с центральным замком автомобиля.
Для исключения срабатывания запорного устройства, начало работ проводят со вставленным ключом в личинке замка. В общем виде алгоритм работ по демонтажу конструкции выглядит в следующем виде:
- Проводим обесточивание бортовой системы через отключение аккумуляторной батареи.
- Откручиваются элементы обшивки передней панели в нижней части или кожух рулевого вала.
- Отворачиваются элементы крепления с учетом конструкции и устраняют сопротивление фиксаторов.
- Извлекают замок из гнезда.
Прежде чем будут сниматься провода, следует провести их маркировку. Также подойдет качественная фотография разъема. Это поможет в последующем точно установить все провода на свои фишки.
Установка нового изделия проводится в обратной последовательности. Прежде чем закреплять замок и устанавливать детали облицовки, следует проверить работу ключа в гнезде, а также работу контактной части. В таком случае не возникнет ситуации, что замок поменял, машина не заводится.
При желании поменять только личинку конструкции, после демонтажа замка в сборе удаляют штифт крепления. Аналогичным образом выполняют установку нового элемента.
Весь процесс заканчивается тестированием работы устройства во всех промежуточных режимах и при старте двигателя. Если все сделано правильно, то следующий отказ заставит себя ждать долгие годы.