Приветствую всех вас друзья! Эволюция человека постепенно привела к тому, что современный автомобиль в буквальном смысле слова, напичкан всевозможными датчиками и приборами. Там на «борту», как на заводе – целый коллектив. Разумеется такой «бригадой», обязательно должен кто-то управлять! Об этом руководителе я и хочу сегодня с вами поговорить, а именно, КАН-шина в автомобиле – что это, по какому принципу работает и собственно каким образом она появилась. Обо всем по порядку…
Немножко истории
Мало кто знает, что самые первые автомобили не имели абсолютно никакой электрики. Все что нужно было тогдашним водителям – это специальное магнитоэлектрическое приспособление для запуска мотора, которое способно было из кинетической выработать электроэнергию. Не мудрено, что такая примитивная система доставляла некие неудобства и соответственно постоянно модернизировалась.
Так из года в год, проводов и соответственно различных датчиков становилось все больше. Дошло до того, что по электрическому оснащению автомобиль уже начали сравнивать с самолетом. Именно тогда в 1970 году, стало очевидно – для бесперебойной работы, все цепи нужно рационализировать. Спустя 13 лет, ситуацию под свой контроль взял уже культовый бренд из Германии под названием Bosch. Как следствие, в 1986 году в Детройте был представлен инновационный протокол Controller Area Network (CAN).
Однако, даже после официальной презентации, наработка оставалась мягко говоря «сыроватой», поэтому работа над ней продолжалась.
- 1987 г. – завершились практические тесты can шины, которые вызвались провести не менее знаменитые бренды в сфере компьютерных технологий Philips и Intel.
- 1988 г. – уже на следующий год еще один немецкий автогигант BMW представил первый автомобиль, работающий по технологии can шины, это была любимая всеми модель 8-серии.
- 1993 г. – международное признание и соответственно сертификат «ИСО».
- 2001 г. – кардинальные перемены в стандартах, теперь любой европейский автомобиль должен функционировать по принципу «КАН».
- 2012 г. – последнее обновление механизма, которое увеличило список совместимых устройств и скорость передачи данных.
Вот такой вот длинный путь прошел наш «директор» электрических приборов. Сами видите стаж не малый, поэтому столь высокое положение абсолютно по делу).
Определение КАН-шины
Несмотря на свой богатый функционал, визуально КАН-шина выглядит достаточно примитивно. Все ее составляющие – это чип и два провода. Хотя в самом начале своей «карьеры» (80-е года), для контакта со всеми датчиками, необходимо было более десятка штекеров. Происходило так, потому что каждый отдельный провод отвечал за один единственный сигнал, сейчас же их количество может достигать сотни. Кстати, раз мы уже упомянули датчики, рассмотрим, что именно контролирует наш механизм:
- КПП;
- Двигатель;
- Система антиблокировки;
- Подушка безопасности;
- Дворники;
- Панель приборов;
- Гидроусилитель руля;
- Котроллеры;
- Зажигание;
- Бортовой компьютер;
- Мультимедийная система;
- GPS навигация.
Сигнализация с КАН-шиной, как вы сами понимаете также сотрудничает очень тесно. Более 80% автомобилей на территории РФ используют технологию КАН, причем даже модели отечественного автопрома!
Кроме того, современная КАН-шина может не только проверять оборудование машины, но и даже устранять некоторые сбои! А отличная изоляция всех контактов инструмента, позволяет ему полностью оградить себя от любого рода помех!
Принцип работы КАН-шины
Итак, КАН-шина – это некий проверяемый передатчик, который способный отправить информацию не только по двум витым проводкам, но и по радиосигналу. Скорость обмена информацией может достигать 1 Мбит/с, при этом задействовать шину могут одновременно несколько устройств. Кроме того, технология CAN имеет узлы персональных тактовых генераторов, что позволяет отправлять определенные сигналы всем системам автомобиля сразу!
Рабочий график нашего «вожака», выглядит следующим образом:
- Режим ожидания – абсолютно все системы выключены, электроэнергия поступает только на КАН-микрочип, который ждет команды к «Запуску».
- Запуск – CAN активирует все системы при повороте ключа в зажигании.
- Активная эксплуатация – происходит обоюдный обмен необходимой информацией, в том числе диагностической.
- Режим сна – сразу же после отключения силового агрегата, КАН-шина мгновенно прекращает свою деятельность, все системы «засыпают».
На заметку: технология CAN используется не только в машиностроении, так в системах «Умный дом» ее используют достаточно давно и судя по отзывам, чип справляется с поставленными задачами на ура!
Очевидно, что даже сегодня такому важному агрегату есть куда расти, в частности это относится к скорости передачи данных. Производители уже сейчас делают некоторые шаги в этом направлении, так например, особо смышленые уменьшают длину проводов КАН-шины, что позволяет увеличить скорость передачи до 2 Мбит/с!
Достоинства и недостатки
В завершение данной публикации, подводя так сказать черту, коротко рассмотрим все плюсы и минусы данной технологии. Разумеется, начнем с достоинств:
- Простой и недорогой монтаж;
- Быстродействие;
- Устойчивость к помехам;
- Высокий уровень безопасности от взлома;
- Огромный ассортимент на любой кошелек, подобрать нужную модель можно даже на «Запорожец»).
Что касается минусов, они тоже есть, но их не так уж и много:
- Не стандартизированный протокол высшего уровня;
- Практически весь трафик поедает информация технического и служебного назначения;
- С каждым годом выделенного объема информации, который передается одновременно становится все меньше!
Собственно, на этом все, по старой традиции, прилагаю видео в тему! В нем вы узнаете, как проверить КАН-шину и можно ли это сделать в домашних условиях. До новых встреч господа!