Здравствуйте, дорогие друзья! Скажите, задавались ли вы когда-либо вопросом, касаемо предназначения на первый взгляд простой, но без сомнения, сверхважной для транспортного средства в целом, выхлопной системы автомобиля? Для тех, кто только с автошколы, объясню. Данный узел, с момента появления первого автомобиля претерпел, наверное, самых больших изменений во всей конструкции подобной техники. Вспомните, еще каких-то 30-40 лет тому назад, передвижение четырехколесным транспортом непременно сопровождалось грохочущим звуком. Словом, проехать по улице, не разбудив соседей, было достаточно проблематично, благо хоть имелась и маскировка в виде плотной дымовой завесой.
Сегодня же, когда человечество уже успело представить нереальные на то время проекты типа летающих автомобилей или гибридов, выхлопная система претерпела значительную модернизацию, которая определенно пошла на пользу любому «железному коню» планеты. Отличительные особенности современного автомобиля – это практически бесшумная работа двигателя и минимальный уровень выброса вредных веществ в окружающую среду. Для того чтобы понять каким образом удается добиться таких результатов, нужно подробно разобрать устройство выхлопной системы автомобиля, так сделаем же это вместе!
Для чего необходима «ВС»?
Иначе как серией взрывов, все, что происходит внутри силового агрегата не назовешь. Рассуждая логически, становится очевидным: если есть «фейерверк», он непременно будет сопровождаться мощной звуковой волной и вредными для организма человека выделяемыми веществами – токсинами. Как-никак, а горит-то у нас по большому счету нефть, поэтому мечтать о витаминной порции, поступающей из выхлопной трубы, не приходится. Если быть серьезным специализацию подобной системы можно выразить в нескольких словах – снижение влияние вторичных явлений при работе ДВС.
Таким образом, выхлопная система выполняет следующие функции:
- Отвод из цилиндров силового агрегата отработанных элементов за пределы автомобиля в обход салона;
- Уменьшения токсичности продуктов горения;
- Снижения моторного шума.
Другими словами, как и раньше, сегодня основная задача «ВС» – удаление выхлопных газов. Для того чтобы соблюдались все описанные требования, строение глушителя уже не напоминает набор обычных труб. Теперь это, сложная воздушная магистраль, оснащенная различными механизмами, которые помогают узлу эффективно справляться с поставленными задачами. Познакомимся с каждым из этих специфических элементов.
Выпускной коллектор
Фундамент эффективной выхлопной системы – это коллектор! Именно он выполняет очистку каждого цилиндра от несгоревших частиц и направляет их дальше по магистрали. Другими словами, коллектор открывает дверь на выход из камеры сгорания для отработанных элементов. Устанавливается выпускной коллектор непосредственно на двигатель, получая доступ к территории силового агрегата с повышенным уровнем температур (до тысячи градусов), такая деталь должна быть изготовлена исключительно из толстого металла.
Гофра
Следующей остановкой для выхлопных газов является гофра. Она представляет собой эластичный элемент, который снижает вибрацию «ВС» от двигателя. Тут нужно отметить, что подобный элемент присутствует на каждой иномарке, а отечественный ВАЗ взял гофру на вооружение относительно недавно. Так, не удастся найти выхлопной переходник владельцам классики если не помните, то там эту роль исполняет пружинка, которая соединяет «штаны» с кузовом.
Каталитический преобразователь
Далее, на пути моторных отходов следует катализатор, он словно врач в белых рукавичках очищает весь состав от токсинов. Строение агрегата напоминает старую добрую матрешку: в металлическом корпусе, располагается керамический блок, а уже в нем – многочисленные каналы, выполненные с применением довольно редких видов, стали (палладий, родий и иридий).
Процедура уменьшения (полностью удалить токсины катализатору не под силу) вредных веществ в выхлопных осуществляется путем выжигания CH, CO, NO и других несгоревших частиц кислородом при их попадании на поверхность металла.
Если ваш автомобиль оборудован таким механизмом будьте внимательны, низкое качество бензина быстро приведет его в негодность, что будет означать еще и уменьшение мощности двигателя. Замена же катализатора влетит в копеечку ведь это самый дорогой элемент всей выхлопной системы. В качестве альтернативы в России используют «пламегасители» – они значительно дешевле и обеспечивают силовому агрегату стабильную величину мощности.
Глушитель
После катализатора, выхлопные газы проходят резонатор, который регулирует их поток, после чего следуют прямиком к глушителю. Тот в свою очередь, снижает уровень шума и отправляет несгоревшие частицы в последнюю станцию перед выбросом в окружающую среду – выхлопную трубу. Разделяют два вида глушителей:
- Реактивные – снижают шум, путем изменения направления реактивов посредством перегородок и резонансных камер.
- Активные – снижают шум с помощью специальных звукопоглощающих материалов.
Таким образом выхлопные газы проходят длинный путь от камеры сгорания, до выхлопной трубы попутно подвергаясь действию различных фильтров и механизмов. На этом я ставлю точку, так как тема исчерпана! До скорого!