Приятно наблюдать, как развивается автомобильный туризм, и путешественники открывают для себя самые разные уголки нашей страны, и полные восторженных эмоций, и рассчитанные на расслабленный отдых. Сотни и тысячи километров стелятся под колеса в поездках: дороги не всегда асфальтированные, а некоторые из них еще и неплохо повышают водительские навыки.
Пожалуй, одно из интереснейших мест для руления – это горы. Горы – это не только масштаб и восторг природных панорам, но и наслаждение от управления автомобилем.
Но горы требуют внимания, сосредоточенности и осторожности. На горных дорогах – свои нюансы вождения.
Кислородное голодание
Чем больше высота – тем меньше кислорода. Но гипоксические явления развиваются не только у человека – гипоксию ощущает и автомобиль. В первую очередь, это проявляется в падении мощности. Легко разгоняться в гору на повышенной передаче, как на равнине, не получится. И чем больше высота над уровнем моря, тем тяжелее машине: давишь на полную, а автомобиль не хочет ехать, а если и едет, то уж слишком лениво. Признаки «голодания» у автомобиля наступают примерно с 1,5 километров высоты. На 3 километрах и выше «голодание» ощущалась вовсю. Если КПП механическая, нужную передачу перед очередным подъемом необходимо выбрать очень точно, и часто она окажется ниже, чем на равнине – чтобы не получилось, что автомобиль встанет и заглохнет прямо на повороте серпантина.
Чуть лучше чувствуют себя в горах автомобили с турбированным двигателем – за счет нагнетания воздуха. Тем не менее, и турбина не всегда спасает в некоторых ситуациях на высоте больше трех километров, и благополучно глохнет, выбрав неверную передачу, хотя на равнине такого точно не могло бы случиться.
Затяжные спуски
Горы – это бесконечные перевалы. Типичная горная дорога – когда трасса идет долгими километрами серпантина вверх, а затем столь же долгими километрами – вниз. На таких затяжных спусках очень легко перегреть тормоза.
Наилучший вариант движения по затяжному спуску в горах – на торможении двигателем. Естественно, лучше заранее выбрать более медленную скорость. В случае механической КПП – уйти на пониженную передачу (и не пользоваться нейтральной). В конце концов, вокруг такая красота – куда торопиться? Нужно успеть полюбоваться природными пейзажами вокруг!
Перегрев двигателя на затяжных подъемах
Если на спуске легко перегреть тормоза, то на подъеме – непосредственно двигатель, особенно, если на улице жаркая погода.
Можно найти оптимальные обороты двигателя, при которых охлаждение происходит наилучшим образом (к примеру на дизельном авто с гидромуфтой и МКПП это оказался режим в 2500 оборотов). Так же на горных дорогах обычно предусмотрены карманы. На них можно остановиться и дать остыть автомобилю. Останавливаться в карманах можно и на спусках – для охлаждения тормозов (и, конечно, чтобы выйти из машины и полюбоваться пейзажами).
Остановки
Из-за крутизны спусков и подъемов припаркованная машина может попросту укатиться. Для гор у нас давно выработалось правило: на стоянке автомобиль всегда фиксируется «ручником», передачей и камнями под колесами. Лучше перестраховаться и использовать все имеющиеся средства. А дополнительно колеса выкручиваются в безопасную сторону – туда, куда автомобиль поедет и не разобьется, если все три вышеперечисленные стояночные страховки по какой-то причине не сработают.
Другие интересные нюансы
Как выяснилось, гудок в горах – отличный способ заявить о себе. К примеру, по узкой горной дороге шириной в одну машину, где места для разъезда сделаны каждые 500 метров или даже реже. Трафик там очень редкий, но всё же другой автомобиль может встретиться. При этом из-за постоянных поворотов дорога просматривается плохо. Заранее поданный сигнал поможет предупредить встречный транспорт о приближении – «встречка» нырнет в карман и дождется вашего появления. Иногда гудок помогает и на «закрытых» поворотах серпантина – летящий навстречу автомобиль притормаживает и уходит на свою полосу, т.к. до этого ехал по разделительной. Хотя тут, конечно, вопрос, зачем кататься по сплошной линии разметки, если впереди закрытый поворот. Но всех не убедишь, что так делать всё-таки не стоит.
Если видимость хорошая, а дорога очень узкая, то серпантины полезно просматривать на сотни метров вперед (снизу вверх или сверху вниз). Так можно заранее увидеть встречную машину, прикинуть расстояние до нее и, например, остановиться в кармане, чтобы ее пропустить. И особенно здорово, если есть штурман – пока водитель занят своей прямой обязанностью, штурман сможет предупредить о приближающейся «встречке», а водитель при этом не будет отвлекаться от дороги. На серпантинах при сильном тумане помогают подсказки штурмана и навигатор: штурман просматривает дорогу по навигатору и предупреждал о приближении к повороту и степени его крутизны. Руление по горным дорогам требует повышенной концентрации. И если где-то можно перестраховаться – лучше перестраховаться.
Горы – это не только красота пейзажей, крутизна дорог, но и самые разные неожиданности, как приятные, так и не очень. Стоит брать с собой в дорогу всегда хорошее настроение и не торопиться – в горах может сойти сель, перекрыть дорогу и придется стоять в глухой пробке, ожидая, пока техника расчистит проезд. Тут пригодятся и терпение, и собственный позитив, и термос с чаем или вкусняшки, чтобы стоять в пробке было не так тоскливо. Хотя о какой тоске может идти речь – зафиксировали машину, чтобы не укатилась, и пошли любоваться видами!