Вязкость моторных масел — индекс и расшифровка

Вязкость масла

Все автолюбители, чтобы сохранить долгий ресурс и мощность своего двигателя должны разбираться в таком понятии, как вязкость моторного масла. На это значение, в некоторых случаях, даже не обращают внимания ведущие мастера фирменных СТО, что приводит к залитию в автомобиль моторных масел, которые не рекомендуются производителем, что приводит не только к потере мощности, но и быстрому износу мотора. Поэтому, что такое вязкость моторного масла должен знать каждый автолюбитель.

Содержание

Принцип работы современного двигателя внутреннего сгорания

Принцип работы двигателя

Для того чтобы разобраться что такое вязкость моторного масла, водителя должны понимать принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Это будет сделано на примере кривошипно-шатунного механизма, а именно работы поршня внутри цилиндра.

Их диаметры не должны быть одинаковыми, поскольку сила трения приведет к тому, что эти детали нагреются и начнут разрушаться. Исходя из этого, производители оставляют некоторый зазор. У каждого мотора он различный. Это нужно для того, чтобы поверхности были покрыты обязательным слоем смазки, который будет уменьшать силу трения.

Соответственно смазка не уберегает двигатель и его части от нагревания, и работе при высокой температуре.

Даже если при определенной температуре, начинает работать система охлаждения мотора, она охлаждает двигатель и смазку, но все равно при существующих нагрузках и сильной температуре, она в любом случае начинает терять свои свойства.

Исходя из этого, между поршнями и цилиндрами должен существовать определенный зазор, который должен закрываться слоем смазки. Тут и вступает в силу такое понятие как индекс вязкости масла. Но об этом будет рассказано ниже.

Зная это можно выбрать такую смазку, которая идеально подойдет силовому агрегату, и он будет работать в штатном режиме без дополнительных нагрузок даже на высоких оборотах.

Важно знать, что вязкость масла при различных температурах будет меняться в сторону уменьшения или увеличения. Поэтому производители, определяя для своего двигателя, индекс вязкости моторного масла всегда исходят из такого параметра, как зазор между цилиндром и поршнем.

Индексы моторных масел

Вязкость масла

Разобравшись в принципе работы двигателя внутреннего сгорания, можно переходить к рассмотрению такого понятия, как кинематическая вязкость масла.

Если дать определение этому понятию простым языком, это возможность смазки создавать пленку определенной толщиной на поверхности трущихся деталей, и не стекать с них, при работе мотора в различных диапазонах температур. Исходя из этого, оно должно обладать определенными физическими параметрами.

Каждый автопроизводитель конструирует свои моторы с учетом вышесказанного, поэтому в технической документации к мотору дает четкое определение какой коэффициент вязкости масла что заливается в мотор должен быть установлен его производителем. При этом данное понятие будет одинаковым для минеральных, синтетических и полусинтетических смазок.

Разобравшись в том, какое масло нужно для конкретного двигателя, многие задают вопрос, а как выбрать именно ту смазку, которая рекомендуется производителем.

Ответ очень прост. Для начала нужно внимательно изучить техническую документацию на машину, в которой можно будет найти класс вязкости смазки, необходимый именно этому двигателю. Обозначать его производитель будет таким образом (пример) 10w40.

При этом производитель учитывает такие показатели температур:

  • рабочая температура двигателя, то есть работа мотора при запуске (окружающая температура) и после нагревания, то есть при 100 градусах и выше (бывает доходит до 150-200);
  • зависимость свойства масла терять свою вязкость при минимальных атмосферных температурах, то есть динамическая стойкость структуры смазки при воздействии на нее минусовых и плюсовых температур (этот показатель необходим для нормального запуска двигателя автомобиля).

Вот что такое вязкость масла с позиции автостроителей, которые выпуская и конструируя моторы, берут данные показатели при их проектировании.

Теперь рассмотрим, как производители обозначают данные показатели на этикетках своей продукции. Для того чтобы не было путаницы, существует такой общепринятый показатель, как вязкость масла по sae. Исходя из него, и можно расшифровать надписи на этикетках, и понять подходит ли оно для автомобиля.

Расшифровка вязкости по SAE

Вязкость моторного масла по SAE

Для удобства возьмем емкость масла, у которой указана динамическая вязкость — 10w40.

Нам надо разобраться, что означают цифры. Первое число будет обозначать показатель эффективного запуска мотора при минусовых температурах. Чтобы это определить, нужно взять число 35 и отнять от него 10 (в случае с обозначением 10w40). Получим 25. То есть это расшифровка в том, что двигатель сможет запуститься при температуре -25 градусов без каких либо проблем, и смазка будет обладать необходимой вязкостью, чтобы ее протолкнула масляная система и разбросала по всем деталям.

Для определения максимально высокой температуры, к 10 прибавляется 40, и получаем + 50 градусов, то есть при такой жаре масло будет обладать необходимыми показателями.

Теперь берем вторую цифру. Это есть классы вязкости. Они так просто не просчитываются, поскольку производитель закладывает в них свои расчеты. Но если говорить простым языком, то чем больше данная цифра, тем масло обладает большей вязкостью при температурах от 100 до 150 градусов.

Буква «w», говоря простым языком это разделительный знак между двумя температурными показателями вязкости.

Важно понимать, что такой калькулятор температурных показателей применим ко всем моторным маслам, которые продаются на наших рынках. Но разные производители, производят свои продукты с добавлением всяких присадок, поэтому у разной смазки, несмотря на одинаковые цифровые обозначения, толщина покрывающей пленки может изменяться в сторону увеличения или уменьшения.

Таблица вязкости по SAE

Несмотря на то, что кинематическая вязкость — это показатель, который полностью зависит от температуры, и трудно предугадать, что происходит в двигателе во время определенной манеры езды, ассоциацией американских автомобильных инженеров была разработана система, по которой определяется вязкость моторного масла, таблица которой представлена на данной иллюстрации.

Таблица вязкости масла по SAE

Она составлена после того как происходило тестирование моторных масел, при различных температурных показателях и эти данные вошли в обобщенные расчеты.

Простой автомобилист, может и не обратить внимание на нее, но автомобильные производители, которые разрабатывают современные моторы, обращают на нее внимание, и рекомендуют ту или иную смазку для созданных силовых агрегатов.

Важно понимать, что исходя из маркировки цифровых показателей, а также приведенной таблицы, вопрос, как определить смазку, которая идеально подойдет для автомобиля не представляет большой сложности. Но следует заметить, что даже на фирменных СТО иногда не обращают внимание на такую классификацию, и могут залить в двигатель смазку, которая не рекомендована производителем.

Поэтому всем водителям лучше контролировать такой процесс самостоятельно.

Вязкость промывочного масла

Промывочное масло Лукойл

В моторы, которые требуют некоторого ухода, и нуждаются в их чистке (промывке), также заливается специальное масло. Оно обладает практически теми — же характеристиками, что и обычное, но отличается от него большим количеством присадок.

Естественно, что после внимательного изучения параметров вязкости смазки, некоторых автовладельцев интересует два вопроса, как выбирать промывочное масло, а также можно ли смешивать масла.
Отвечая на первый вопрос, нужно сразу определиться, что промывочная жидкость предназначена для двух действий:

  1. Обеспечить нормальную работу двигателя на некоторое время. Фактически оно добавляется в мотор после удаления старой смазки, после чего силовой агрегат должен работать на холостых оборотах на протяжении определенного времени, которое установлено производителем промывочной жидкости. Фактически она должна создать определенную вязкость, чтобы детали не сильно терлись между собой.
  2. Обеспечить очищение силового агрегата. Под очищением подразумевается такое действие жидкости, при котором ее компоненты удаляют с загрязненных поверхностей деталей и корпуса двигателя смоляные, угарные и кристаллические налеты. Фактически происходит прочистка всех каналов и поверхностей мотора.

Исходя из того, что промывочное масло, должно находится в двигателе непродолжительное время, без сильных нагрузок, можно прийти к выводу, что его вязкость большого значения не имеет, и, если она ниже или выше заявленной производителем, мотору ничего не будет.

Можно ли доливать масло другой вязкости, это другой вопрос.

Смешение моторных масел, которые имеют различные показатели вязкости, не рекомендуется. Вызвано это тем, что они смешаются между собой, в результате чего общий показатель вязкости будет понижаться или повышаться, в зависимости от показателей смазок.

Как уже было выяснено, любой мотор рассчитан только на определенную смазку, поэтому при добавлении нагрузок, в нем могут происходить неконтролируемые процессы, ведущие к потере мощности, а в некоторых случаях износу и заклиниванию.

Специалисты допускают такой процесс только в том случае, когда водителю необходимо это сделать, чтобы доехать до СТО. Естественно, что после такого коктейля двигатель лучше помыть, и залить в него новую смазку.

Такой показатель моторного масла — это его свойство покрывать поверхность трущихся деталей при различных температурных показателях. Первое это возможность запуска мотора в зимнее время, а второе это не утрата таких способностей при сильных нагрузках, где в недрах двигателя появляются температуры, переваливающие за + 100 градусов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Carsmotion.Ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: