Скандинавская стратегия безопасного зимнего вождения автомобиля не предусматривает тотального использования специальных реагентов для зимнего покрытия дорог. Именно в северных странах получили распространение фрикционные шины, как наиболее приемлемый вариант. Покрышкам скандинавского типа – липучкам, отдает предпочтение все больше водителей. Чем же отличается резина липучка от традиционной европейской зимней шины и, тем более, от шипованного варианта резины?
- Показания и показатели использования разных типов шин
- Что говорит дорожный закон
- Отличия не шипованных шин разных типов
- Расхождения в конструкции
- Расхождения по составу
- Выбор зимней шины
Показания и показатели использования разных типов шин
При выборе определенного типа зимней шины следует не только полагаться на результаты специальных тестов, но и учитывать условия преимущественной эксплуатации автомобиля. В общем виде известные типы зимней резины распределяются так:
- Зимние европейские шины. Представители этой группы рассчитаны на мягкие зимы, с частыми оттепелями, небольшим количеством снега. Идеальным является асфальтобетонное мокрое покрытие, свободное от снега при незначительных отрицательных температурах.
- Фрикционные шины. Разработчики этих моделей рассчитывают на эффективность на дорогах с укатанным снегом или при обильных снегопадах. Резина будет эффективна для преимущественно загородной езде.
- Шипованная авторезина. Преимущественные условия для передвижения – ледяная корка снежного покрытия или обледеневший асфальт. Сцепные свойства в этом случае резко возрастают. Применение в условиях мялкой зимы видится явно сомнительным.
Предпочтения в выборе шин не всегда соответствуют реальным дорожным условиям. Однако с повышением грамотности водителей, тенденция меняется. С пониманием особенности, что такое резина липучка, доля ее на рынке постепенно растет, как представлено в таблице.
Таким образом, на липучках предпочитает ездить все больше водителей. Скандинавский тип покрышек смог отобрать у каждой из групп по одному проценту на рынке. Кроме того не следует забывать, что практика использования шипованных шин привела к их запрету во многих странах. Не стоит забывать, что использование в теплый период года резины с шипами вообще запрещено, а на липучках водитель будет ездить с учетом погодных условий в конкретный период. Пример снежного мая 2017 года – тому лучшее подтверждение.
Что говорит дорожный закон
Основные положения, которые обозначает закон о зимней резине, укладываются в три периода:
- Зимние месяцы с декабря по февраль. Используется только зимняя резина любого из типов.
- Летние месяцы с июня по август. Запрещено использовать шипованную резину.
- Весенние и осенние месяцы. Допускается использование резины любого типа.
Следует отметить, что штраф за применение зимней резины с остаточной высотой протектора менее 4 мм возможен только при использовании в холодный период года.
Отличия не шипованных шин разных типов
Особенности поведения колес на зимней резине и различный принцип работы европейского и скандинавского типа обеспечен как изменением состава резины, так и конструктивными отличиями.
Следует оговориться, что при проведении теста сравнение двух категорий не шипованных шин должно проводиться в сравнении по отдельным категориям. Только так удастся получить объективную оценку.
Расхождения в конструкции
Отвечая на вопрос, что такое скандинавский тип шины, следует рассмотреть такие позиции:
- Направленность рисунка. Скандинавский тип не имеет направленного рисунка, т.к. не ставит своей задачей отвод воды из-под колеса.
- Симметричность рисунка. Назначение в работе колеса – постоянная снежная масса или лед, что не вынуждает производителя приспосабливаться к различным типам дорожного покрытия. Удобство симметричных покрышек – возможность установки на любую сторону авто.
- Исполнение элементов протектора. Характерные ромбовидные шашечки, призванные продавливать твердую корку снега или льда. Наблюдается большое расстояние между элементами протектора.
Выступающие ромбовидные элементы имеют высоту до 9 мм на новой шине, а на поверхности ромба нарезаны мелкие прорези. При продавливании корки элемент расплющивается, раздвигая массу в стороны. Пятно контакта увеличивается.
Европейский тип дополнительно имеет мощные грунтозацепы и большое число прорезей в поперечном направлении для отвода воды.
Расхождения по составу
Мягкость фрикционной резины несколько ниже, чем изделия европейского типа. Однако без прибора здесь не обойтись, а значит, при выборе колеса придется положиться на сведения производителя или результаты рейтинга сравнительного теста.
За счет мягкости показатели скорости скандинавских липучек обычно меньше, чем у европейского типа. Чаще всего в первом случае выпускаются колеса с индексами от Q (160 км/ч) до T (190 км/ч), в то время как европейские модели имеют индекс скорости до V- 240 км/ч. Согласитесь, для отечественной зимы такая скорость не актуальна.
Выбор зимней шины
Если вопрос, что такое фрикционные шины, оказался снят, то эти сведения легко использовать в дальнейшем. При решении задачи, как выбрать зимнюю резину, необходимо учитывать не только отзывы, но и основные результаты тестов.
За счет отдельных показателей резина выделяется на разных типах дорог. Но современные рейтинги выстраиваются, исходя из комплексного балла, который отображает соотношение цены и качества изделия.
К примеру, рассмотрим две шины одного производителя для распространенной размерности 205/55R16 для зимы 2015 года. Лидер, Nokian Хаккапелита R2 является абсолютным лидером по сцепным свойствам на льду и снегу, проходимости, торможению и курсовой устойчивости. При стоимости за штуку 5,83 тыс. руб. на тот момент, соотношение цена/качество составляет 6,3.
Середнячек, Nokian Нордманн-RS имеет средние и выше средних показателей по всем характеристикам, без слабых сторон. При стоимости 4,02 тыс. руб. соотношение цена/ качество не превышает 4,6. Для владельцев авто с ограниченным достатком второй вариант является предпочтительным. Разница комплекта на один авто составит более 7 тысяч рублей.
При умеренном стиле вождения не потребуются максимальные показатели курсовой устойчивости и сцепным свойствам на снегу. А в эффективности торможения разница не превышает 1 метра для снижения скорости с 30 до 5 км/ч для двух моделей. В большинстве случаев это не станет критичным показателем.