Автомобильные покрышки имеют свойство изнашиваться. В ее рабочей поверхности, называемой протектором, нарезано множество бороздок-канавок. В процессе эксплуатации шина стирается, и глубина этих бороздок уменьшается. Поэтому сама покрышка со временем теряет свою рельефность, а потом и вообще становится гладкой. Про такую покрышку говорят «лысая резина».
- Изношенность протектора и чем она опасна
- Можно ли ездить на лысой резине
- Что делать с изношенной резиной
Изношенность протектора и чем она опасна
Езда на изношенной резине очень опасна, так как в этом случае производитель не гарантирует заявленных характеристик, поэтому поведение автомобиля на дороге может быть непредсказуемым, кроме того, ПДД прямо указывают на предельные параметры износа. Перечислим основные моменты, с которыми может столкнуться владелец:
Общее ухудшение поведения автомобиля на дороге. Высота протектора шин напрямую влияет на поведение автомобиля в движении. Для летней резины поперечные канавки играют роль водоотводов при езде в дождь, а продольные усиливают сцепные свойства в повороте и общую курсовую устойчивость.
На зимних покрышках многочисленные бороздки призваны улучшать сцепление со льдом и снегом. При общем уменьшении их высоты пропорционально снижается и их эффективность работы. Летняя лысая резина будет хорошо работать только в сухую погоду при идеальном состоянии дорожного покрытия, а зимняя – на очищенном асфальте, приближаясь по своим свойствам к всесезонной. Лысейшая резина внешне похожа на гоночные слики, без нарезки протектора. Таким образом, с низким рельефом вполне возможен срыв колеса с траектории в повороте с последующим заносом и опрокидыванием.
Во время дождя намного раньше проявляется эффект аквапланирования, так как уменьшенная высота канавок не позволяет воде уходить из зоны контакта колеса с поверхностью и оно всплывает раньше, что чревато полной потерей управления.
Выработка протектора означает общее снижение его толщины, следовательно, он становится менее прочным. Особенно это вероятно после того, как в попытке сэкономить пытаются нарезать протектор заново. Наезд на острый камень или попадание в яму с большей вероятностью может привести к появлению грыжи прямо на поверхности протектора или даже его разрыву. На большой скорости это очень опасно и может закончиться серьезной аварией.
Кроме общего истирания шины, на ней возможны локальные потертости (залысины), которые возникают еще и от езды с резкими ускорениями и торможениями. С такими повреждениями образуется дисбаланс колеса, повышается шум и расход топлива. Ко всему прочему с изношенными лысыми покрышками уменьшается выбег автомобиля по инерции. Не следует забывать о соответствии сезону: в правилах указано, что зимой надо ездить на зимней резине, а летом – на летней.
Можно ли ездить на лысой резине
Как выясняется, езда на изношенных автомобильных покрышках опасна. Негативные последствия, вызванные отклонениями в характеристиках, могут в конечном счете привести к ДТП. Поэтому в нашей стране (и многих других) езда с изношенной резиной не допускается. Постановлением Правительства РФ предусматривается штраф за лысую резину в 500 рублей. Проверить, какая глубина протектора у ваших покрышек, могут инспекторы ГИБДД. При замерах они руководствуются допустимыми параметрами, разработанными для разных видов машин. Кроме того, есть различия для летней и зимней резины.
Протектор шин, предназначенных для зимы, по определению должен быть глубже и более рельефным, поэтому и остаточная высота должна быть больше. У таких покрышек допустимый предел составляет не менее 4мм, если в конструкции шины не предусмотрено индикатора остатка пробега.
Следует учесть, что эти требования распространяются на те шины, которые предназначены для езды именно зимой.
Что же касается летней резины, остаточная глубина протектора определяется для разных видов транспорта по-разному. У легкового автомобиля и микроавтобусов глубина должна быть не меньше 1,6мм. У грузового транспорта эта величина составляет 1мм, а у мотоциклов — 0,8мм. Все эти нормативы прописаны в ПДД.
Что делать с изношенной резиной
Автомобильные шины имеют свой определенный ресурс, и при окончании срока эксплуатации она приходит в негодность и ее просто выбрасывают.
Срок ее службы полностью зависит от условий движения, сезонности применения и от производителя. Продлить ей жизнь можно правильным техническим обслуживанием, контролем за давлением и правильной и своевременной балансировкой колес.
Правильным решением ( в случае с зимней резиной) будет еще до окончания срока службы, померив остаточную высоту протектора и выяснив, что ей осталось не более одного сезона, начать подыскивать ей замену, прочитать обзоры и статьи о том, как выбрать зимнюю резину. Ведь в конечном счете исправное состояние автомобиля – залог безопасности всех участников дорожного движения.