Залог работоспособности любого дизельного автомобиля – исправная аппаратура. Об этом знают все, а те, кто действительно дорожит «здоровьем» своего «железного коня», буквально пылинки с нее сдувают. Но как не следи за техникой, рано или поздно она выходит из строя, а в нашем случае такая поломка еще и по карману ударит существенно. Это вам не бензиновая «зажигалка»! Неважно столкнулись вы с подобной проблемой или нет, узнать основные неисправности топливной системы дизельного двигателя будет полезно всем. Сегодня, об этом и поговорим…
- Принцип функционирования
- Устройство механизма
- Возможные неисправности
- Проблематичный запуск
- Снижение мощности
- Повышенный расход
- Черный дым на выходе
- Другие неисправности
Принцип функционирования
Начнем с того, что практически все автомобили с подобным силовым агрегатом, выпущенные после 1999 года, модифицируются системой впрыска топлива Common rail. Эту технологию, на закате ХХ века разработали немецкие специалисты компании «Бош». Главная задача «Рейл» – это подача топлива от общего давления рампы к форсункам.
На заметку: система стремительно модернизировалась, так спустя два года с давлением в 160 Мпа, вместо 145, появилось второе поколение системы впрыска дизельных двигателей «Коммон Рэйл». Не застала себя долго ждать и третье обновление, которое состоялось в 2005. Ну а сегодня, современные машины используют уже четвертую модификацию с давлением в 220 Мпа.
Теперь давайте разберемся, что из себя представляет топливная системы дизельного двигателя, как она работает, ну хоть в общих чертах. Говоря образно, аппаратуру можно разделить на две составляющие: магистраль низкого и высокого давления. Первая, выполняет подготовку горючего для передачи жидкости на вторую. После чего собственно и вступает в дело описанная выше система, которая отправляет солярку, как уже говорилось к форсункам, а они осуществляют финальный впрыск топлива непосредственно в камеру сгорания.
Устройство механизма
Выше вы можете лицезреть схему топливной системы, а мы тем временем, рассмотрим из чего она состоит:
- Подогреватель – осуществляет подогрев солярки в холодное время года, дабы предотвратить застывание парафина.
- Очистители – состоят из фильтра грубой и тонкой очистки топлива, к последнему зимой горючее поступает исключительно после подогрева жидкости.
- Сепаратор – дополнительный фильтр, который борется с водой, механическими частицами и химическими примесями.
- Топливный привод.
- Насос топливоподкачивающий – поддерживает ток горючего по направлению к ТНВД дизельного двигателя.
- Обратный клапан топливной системы – располагается на входе топливоподкачивающего насоса и воспрепятствует отходу солярки.
- Редукционный клапан – функционирует в паре с обратным, но отвечает только за стабильное давление.
- Топливный насос высокого давления (сердце системы) – с его помощью выполняется регулировка топливной системы в дизельных двигателях, а предназначен он для подачи горючего к форсункам под давлением разумеется и по определенной программе.
- Топливопроводы – каналы по которым, движется топливо.
- Форсунки.
Все данные узлы постоянно «сотрудничают» с топливом, и поломка любого из них приводит к печальным последствиям.
Возможные неисправности
Ремонт топливной системы дизельного двигателя – это страшный сон для любого обладателя подобного транспорта. Однако, столкнуться с ним вполне возможно придется, быть может это будет какая-то мелочь, но все же. Итак, рассмотрим самые популярные «кошмары» отечественных автолюбителей.
Проблематичный запуск
Говорят, что завести дизель зимой без предварительного подогрева, практически не реально. В большинстве случаев это объясняется использованием летнего топлива, которое при морозе превращается в парафиновую жижу. Как бывший владелец автомобиля с мотором на солярке скажу: это действительно так, но отчасти.
Если с аппаратурой и в целом с системой все окей, машина нормально заводиться будет и зимой. Да придется чуток дольше покрутить стартером, но «сердце» загудит. Однако, тут нужно понимать, что в нашей стране в каждом городе своя стужа. Так, до минусового порога в 10 градусов, проблемы вряд ли возникнут, а вот выше – действительно только подогрев!
Если же подобное случается на прогретый силовой агрегат, в первую очередь грешить надо на свечи накала. Кроме того, износиться могут форсунки, регулятор давления, топливоподкачивающий насос и даже ТНВД.
Снижение мощности
Здесь также причин может быть несколько, но зачастую виной всему засорение фильтров. Случается такое, из-за несвоевременной их замены. Но чтобы утверждать окончательно, необходимо выполнить простую проверку.
- Замените топливопровод соединяющий фильтр и ТНВД из непрозрачного, на прозрачный материал. Таким образом, мы сможем увидеть пузырьки воздуха, при их наличии.
- Далее, осуществляется прокачка топливной системы дизельного двигателя, для удаления все того же воздуха.
- Заводим двигатель и смотрим.
- Если фильтр действительно засорен, при работающем моторе по прозрачной трубке будут перемещаться пузырьки воздуха, хорошенько прогазуйте чтобы увидеть их лучше.
Как решить данную проблему? Необходимо почистить топливный бак, фильтр грубой очистки, а тонкий очиститель – заменить. Кроме того, с похожими симптомами, списывают и распылители.
Повышенный расход
Разумеется, все это сопровождается не стабильной работой двигателя. Причин такого поведения можно насчитать аж три:
- Загрязнение фильтров;
- Завоздушена топливная система;
- Поломка ГРМ.
И здесь я вам расскажу еще один способ проверки фильтров:
- Отсоединяем шланг идущей от ТНВД к очистителю, со стороны фильтра конечно.
- Окунаем его конец в емкость с чистой соляркой.
- Заводим мотор.
Если при таких условиях силовой агрегат функционирует нормально на любых оборотах, замене подвергается фильтр тонкой очистки. Когда же изменений никаких нет – грубой.
Существует и третий вариант, наличие в емкости пузырьков, означает что нарушена герметичность. То есть, попал воздух в топливную систему. Чтобы понять, где именно завоздушивается система, осмотрите все магистрали, вокруг проблемного места обычно появляются пятна солярки.
Все проделанные процедуры ни к чему не привели? Обратите внимание на панель приборов, горит чек двигателя или нет? Вполне возможно, нарушена компрессия силового агрегата, так же может потребоваться регулировка зазоров клапанов. Смотреть нужно по ситуации и желательно специалисту.
Черный дым на выходе
Когда дымит отечественный грузовик – это нормально! Если то же самое происходит с иномаркой, в большинстве случаев, на носу ремонт топливной системы дизельных двигателей. О чем это может говорить?
- Плохое смесеобразование в цилиндрах – в дизельных моторах такое происходит из-за позднего впрыска.
- Неисправные форсунки – могут изрядно тарахтеть, как будто застучал силовой агрегат, из строя могут выйти и распылители.
- Физический износ цепного привода – кроме этого в двигателе появляется стук. Снимите клапанную крышку и надавите на привод, все сразу станет ясным.
Также черный дым может показываться только на высоких оборотах. Это в большинстве случаев говорит об необходимости заменить воздушный фильтр или отрегулировать подачу топлива.
Другие неисправности
Кроме того, дизельная аппаратура может преподнести еще некоторые сюрпризы:
- Провалы при разгоне – конечно, в первую очередь нужно убедиться в свободном ходе тяги акселератора. Также такое поведение возможно из-за воздушного фильтра или неисправного ТНВД.
- Нестабильные холостые – грешат на уплотнительные шайбы под форсунками, последние нужно затянуть покрепче или же заменить шайбы. Возможен износ регулятора оборотов или повреждение опорной пластины ТНВД.
- Внезапное прекращение работы мотора – неправильно выставлен угол опережения впрыска, забитый очиститель или перекос поршней топливного насоса.
Ремонт топливной аппаратуры процедура не из дешевых, поэтому настоятельно рекомендую вам периодически осуществлять профилактические работы. По большому счету, здесь акцент делается на регулярную промывку системы. Несколько подобных процедур в год, и ваш ТНВД существенно увеличит свой эксплуатационный срок. Кстати друзья, раз уж вы отдали предпочтение дизелю, рекомендую ознакомиться с его принципом работы, статью на эту тему найдете здесь. Также не стоит пренебрегать прогревом в стужу и ни при каких условиях не разбавляйте солярку бензином!